Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Творческие способности - это умение принимать необычные, креативные и творческие решения, вырабатывать принципиально новые идеи.
Творчество – это вид деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
В настоящее время перед педагогами стоит проблема по формированию всестороннее развитой и творческой личности. Для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей, необходимо создавать специальные условия. Одним из эффективных средств развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность.
В рамках дошкольного образовательного учреждения, организованна театрализованная деятельность:
- Способствует преодолению детской неуверенности, скованности и зажатости.
- Отражает мир социальных связей и отношений, дает возможность «прикоснуться» к этому миру, «примерить» на себе разные социальные роли, профессии и т.д.
- Предоставляет пространство для творческого самовыражения, посредством изображения разных образов, использования доступных дошкольников способов выражения (мимика, движения, интонация, жесты и т.д.).
- Дает возможность выбора того персонажа, посредством проигрывания роли которого, ребенок сможет показать свои творческие способности, выразить свои чувства и мысли.
Таким образом, театрализованная деятельность детей дошкольного возраста, представляет собой особенный вид творческой деятельности, в процессе которой происходит освоение сценического искусства, разыгрывание ролей и приобщение к театральной культуре.
Возможности театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
К основным возможностям театрализованной деятельности по развития творческих способностей у детей дошкольного возраста относятся:
- Обеспечение целостности и глубины педагогического воздействия на развитие творческих способностей ребенка, посредством музыкальных, ритмических, словесных и игровых средств.
- Создание ситуаций, способствующих творческому самовыражению детей, усиленному групповой формой работы.
- Обеспечение высокого уровня включенности каждого участника в организуемое театрализованное действие.
- Обучение детей на моделях (ролях) формировать эффективные способы поведения и взаимодействия, символически замещая реальность.
Помимо того:
- В рамках театрализованной деятельности создается эстетическая атмосфера, которая является одним из факторов психологически комфортного и благоприятного эмоционального фона.
- Театрализованная деятельность детей не направлена на оценку осуществляемой деятельность, что позволяет каждому ребенку свободно и непринужденно выражать свои чувства, не опасаясь того, что они будут подвергнуты оценке.
- Театрализованная деятельность по своей сущности представляет собой «ситуацию вынужденного успеха», что позволяет каждому ребенку ощутить собственный творческий успех и увериться в своих творческих силах и возможностях.
Таким образом, возможности театрализованной деятельности в формировании и развитии у детей дошкольного возраста творческих способностей весьма широки. Принимая в ней участие дети имеют возможность познакомиться с окружающим миром, в непринужденной обстановке проявить свое творчество.
Театрализованная деятельность может быть организована в виде:
- просмотра кукольного спектакля и последующей беседы по нему;
- организованные игры-превращения и игры-драматизации;
- специальные упражнения, направленные на социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста;
- пальчиковые игры и игры для развития речи детей;
- логоритмические упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики и пластики;
- театрализованные этюды, инсценировки, разыгрывание сюжетов, сказок, мультфильмов и т.д.
Театрализованная деятельность является одним из наиболее распространенных видов детского творчества. Это обусловлено тем, что данная деятельность понятна и близка ребенку дошкольного возраста, так как она тесно связана с игровой деятельностью. Любая выдумка или фантазия, может быть воплощена ребенком в театрализованной деятельности посредством своих творческих способностей.
Условия организации театрализованной деятельности
Для того, чтобы театрализованная деятельность была эффективной и способствовала развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать следующие условия:
- Создание всех необходимых условий для проявления детьми творческой активности в рамках театрализованной деятельности.
- Приобщение детей к театрализованной культуре.
- Обеспечение взаимосвязи театрализованной деятельности с иными видами детской деятельности.
- Создание условий для организации совместной театрализованной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых (воспитателей, родителей).
Таким образом, правильно организованная театрализованная деятельность является одним из наиболее эффективных способов воздействия на ребенка. Она способствует общему развития ребенка, так как ее основным принципом является «научить – играя». Особое влияние театрализованная деятельность оказывает на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.