“Связная речь” - это способность к составлению распространенного предложения или нескольких словосочетаний, связанных между собой, для обеспечения возможности коммуницировать и понимать других людей.
“Общее недоразвитие речи ” (ОНР) - это процесс, при котором нарушается формирование всех составляющих речи (лексико-грамматической, звуковой, семантической) у детей, имеющих полноценный слух и нормальный интеллект.
Общая характеристика ОНР
Данный диагноз характеризуется комплексом нарушений речи. При этом ребенку присуща не только неправильность артикуляции, но и проблемы, касающиеся осмысления услышанного им.
Для того, чтобы скорректировать данный дефект, с детьми дошкольного возраста занимается врач-логопед. Эффективность терапии зависит от стадии, в которой она была начата. Наиболее правильным решением будет принятие мер как можно раньше.
Особенностью детей с подтвержденным диагнозом ОНР является симптом низких навыков связного повествования. Применение логопедом определенных методик во время обучающего и воспитательного процесса позволяет постепенно развивать умения, недостающие малышам 4-х и 5-ти лет.
Логопедическая работа с детьми с ОНР: порядок и правила
Базовая задача сферы логопедической коррекции связана с формированием у детей с ОНР связной речи, что непосредственно связано с развитием у ребенка мышления.
Занятия коррекционной направленности с детьми дошкольного возраста, которым поставлен диагноз недоразвития речи, характеризуются:
- исправлением неправильной артикуляции;
- усовершенствованием фонематических умений;
- увеличением словарного запаса и понимания их значения;
- формированием способности к построению связных словосочетаний и предложений;
- развитием навыков свободного повествования и изложения услышанного и прочитанного.
Врач-логопед занимается обучением, объясняя детям как начать повествование, что позволяет сделать его эмоциональнее и интереснее, как последовательно и логично изложить мысли.
Трудности, как правило, возникают в большей степени при изложении детьми мыслей. Сосредоточиться на основной мысли для них оказывается столь же непросто, как и разбить рассказ на части и правильно их расположить.
В качестве еще одной проблемы рассматривается то, что у детей с ОНР отсутствуют грамматические навыки. Они способны к составлению коротких бессоюзных словосочетаний, повторяют уже сказанные фразы, при этом логического завершения сказанные ими предложения не имеют. Задача логопеда - разъяснить детям связь причины и следствия, охарактеризовать предметы и явления, объяснить к какому времени и месту они относятся, научить обобщению слов по роду и виду.
Показателем эффективной работы логопеда является достижение ребенком умения связно повествовать.
Для достижения этой цели логопед-дефектолог использует разные приемы:
- вопросы;
- разъяснение;
- анализ речевых умений, которые имеются;
- демонстрация картинок и др.
На каждом занятии логопед совмещает в процессе определенные методики с целью повысить активность высказываний, сделанных детьми самостоятельно. Подход на комплексной основе дает возможность варьирования занятий в зависимости от способностей детей к разговору и уровня развития речи, а также в зависимости от целей, которые необходимо достигнуть и активности детей.
Формирование и развитие навыков высказывания
В работе с детьми, у которых поставлен диагноз ОНР, логопед пользуется репродуктивными методиками, например, составление рассказов по картинкам или описание изображений. Такие методы вызывают у детей самые большие затруднения, так как навык рассуждения требует логики, приведения аргументов и обоснования мнения в своих высказываниях.
Немаловажным является сложный и длительный процесс обучения логопедом ребенка по составлению рассказов-рассуждений, а также формированию понимания причинных и следственных связей. На первом этапе ребенок должен повторять задания, правила выполнения и вывод за педагогом. Следующий этап - создание логопедом-дефектологом искусственных ситуаций, дабы стимулировать ребенка к способности высказываться самостоятельно. Задавая наводящие вопросы, педагог может регулировать аргументированность, последовательность и связность высказываний обучающегося.
Одним из способов, направленных на формирование умения повествовать связно, является обучение составлению плана рассказа. Обучающимся с ОНР необходимо большее количество времени, чтобы освоить навыки логично высказываться. В данном случае речь идет не только о методике развития речи, но и об организации определенной совместной работы. Эта деятельность формирует следующие умения: выделение главной мысли, построение самостоятельного последовательного рассказа. После обучения - построение самостоятельного связного рассказа с изложением последовательных событий.
Также функцией логопедов в ходе взаимодействия с учащимися с ОНР, которым исполнилось 4 - 5 лет, является развитие навыков рассказывания.
Рассказ при этом определяется в качестве самостоятельного повествования о событии, которое уже произошло. Структура рассказа более сложная, нежели структура пересказа. Дошкольник должен сам формировать форму и содержание того, что он излагает, тогда как ему трудно дается систематизация фактов и изложение их по установленному плану.
Существуют виды повествований, которым необходимо научиться дошкольникам:
- описательные повествования (рассказ, описывающий тот или иной предмет или явление, дающий их характеристику);
- сюжетные повествования (рассказ о событиях, которые произошли, складывающийся в определенной последовательности);
- аналитические повествования (это обоснование или рассуждение по поводу своего мнения).
Главным условием формирования и развития у детей умения повествования, носящего связный характер, является наличие мотивации общения, а также стимулирование у них желания рассказывать о себе, своей семье, друзьях и т.д.