Особенности игровой деятельности детей с ОНР
Игра – это одна из базовых составляющих организации обучения и досуга человека; разновидность непродуктивной деятельности, мотивом которой выступает не ее результат, а сам процесс.
Любая игра для детей – это возможность познать мир, в котором ребенок развивает свои умственные и физические способности, креативность и мыслительные процессы, а также нравственные и волевые качества.
Игровая деятельность детей, имеющих речевые нарушения, имеет ряд отличий от игровой деятельности детей с нормальным развитием, что обуславливается влиянием основного дефекта. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся ровесников в процессах, требующих точного воспроизведения действий с предметами, могут нарушать последовательность игровых действий, пропускать их основные части. Они характеризуются неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием развития абстрактно-логического мышления. Такие дошкольники требуют больше времени по сравнению с их сверстниками с нормальным развитием, чтобы включить их в игровую деятельность.
Дети с ОНР в связи со своими особенностями требуют гораздо большего участия взрослого в их игровой деятельности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они не идут на уступки, поэтому не могут взаимодействовать с коллективом. То есть, при развитии речи, необходимо уделять внимание совершенствованию игровых навыков детей.
Работа по формированию игровой деятельности и развитию речи у детей с ОНР
Игровая деятельность формируется в три основных этапа.
- 1 этап – подготовительный – его основные задачи – ознакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, формировать понятия, накопить и уточнить словарь, мотивировать к игровой деятельности. Данный этап предполагает обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. Для этого используют экскурсии, встречи с представителями разных профессий, выразительное чтение художественной литературы и пр.
- 2 этап – основной – дети с ОНР в основном не проявляют речевой активности ни в самой игре, ни чтобы установить и поддерживать отношения с партнерами, они издают лишь отдельные реплики и имитируют звуки, сопровождая ими выполнение игровых действий с игрушкой. Это обуславливает однообразный сюжет игр, отставание в развитии творческого воображения, чем затрудняется процесс формирования навыков полноценного сюжетосложения в процессе ролевой игры. В связи с этим основной этап логопедической работы предполагает формирование связной речи и развитие игровой деятельности.
В первую очередь следует научить детей владеть структурой вопроса-ответа и уметь переносить их на другие ситуации. Начинать работу необходимо условно-речевыми упражнениями: имитативными, подстановочными, трансформационными и репродуктивными.
- Имитативные упражнения – требуют нахождения языковых форм, лексических единиц в реплике взрослого и должен пользоваться ими без изменений.
- Подстановочные упражнения – в которых происходит подстановка лексических единиц в единую структуру.
- Трансформационные упражнения – детям необходимо трансформировать реплику собеседника, что выражается изменением порядка слов, лица или времени глагола, падежа или числа существительного и пр.
- Репродуктивные упражнения предполагают воспроизведение в репликах детей определенных форм и лексических единиц, которые были усвоены в предыдущих упражнениях.
Детей с общим недоразвитие речи необходимо учить пересказывать. В результате обозначают следующий порядок работы:
- пересказ рассказа, который составлен в соответствии с демонстрируемым действием. Наглядность должна быть максимальной: предметной, объектной, действенной;
- составление рассказа по демонстрируемому действию. Занятие проводят как и предыдущие, но усложняют его посредством отсутствия образца рассказа педагога, что дает возможность разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи;
- пересказ с использованием фланелеграфа. Непосредственные действия с предметами и объектами заменяют на действия на фланелеграфе с использованием предметных картинок, план рассказывания обеспечивают порядком картинок, которые последовательно выставляются на фланелеграфе;
- пересказ рассказа с наглядной опорой, представленный сюжетными картинками. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках. Их последовательность выступает в качестве плана высказывания;
- составление рассказа по серии сюжетных картин – наглядность и план высказывания обеспечивают те же средства, что и на предыдущем этапе. Усложнение достигается посредством отсутствия образца рассказа педагога;
- пересказ рассказа с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Наглядность уменьшается из-за видимой динамики событий. Обычно дети наблюдают конечный этап действий, моделирование плана рассказа достигается через использование образца рассказа педагога и его вопросного плана;
- составление рассказа по одной сюжетной картине – отсутствие образца рассказа и плана усложняет задачу составления связного высказывания.
Третий, заключительный этап предполагает совершенствование усвоенного набора навыков.
На данном этапе обучения во время решения проблемных коммуникативных задач используют сюжетно-ролевые игры, неподготовленные диалоги со взрослыми и сверстниками. Необходимо использовать те типы сюжетно-ролевых игр, которые могут помочь в закреплении ранее приобретенных умений и навыков и помогают дальше развивать связную речь. Такие игры предполагают необходимость активно включаться в работу.
На заключительном этапе необходимо провести работу, направленную на формирование грамматического строя речи, устранение дефектов звукопроизношения, продолжить уточнять, расширять и обогащать лексический запас дошкольников с ОНР, активизировать словарь.