Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение пересказу младших школьников с ОНР

Необходимость пересказа для формирования монологической речи детей с ОНР

Определение 1

Пересказ – это воспроизведение литературного текста или рассказа в устной речи. Он предполагает передачу основной мысли и содержания произведения, за счет включения в работу мышления, памяти и воображения.

Пересказ занимает важное место в развитии ребенка. Он способствует развитию речи, особенно при наличии речевых дефектов, а также способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается недоразвитость предпосылок для формирования связной устной речи. Это обуславливает актуальность применения текстов и их анализа для развития данных предпосылок. Пересказ позволит устранить трудности, связанные с пониманием и актуализацией разнообразных текстовых категорий и сделает процесс обучения более доступным и успешным для ребенка с ОНР.

Чтобы полностью устранить дефекты речевого развития ребенка с ОНР, необходимо акцентировать внимание на развитии связной монологической речи.

Проблемы с развитием монологической речи у ребенка с ОНР возникают из-за:

  1. Недоразвитости фонематического строя языка;
  2. Нарушений лексических компонентов речи;
  3. Неспособности усвоения грамматических конструкций речи;
  4. Отклонений в эмоциональном развитии ребенка;
  5. Нарушений в работе памяти;
  6. Проблем с восприятием и концентрацией внимания.

При составлении коррекционной программы, ориентированной на развитие монологической речи младшего дошкольника, имеющего ОНР, особое внимание уделяется пересказу. Это обусловлено тем, что:

  1. Пересказ позволяет усовершенствовать общую структуру речи.
  2. Пересказ помогает устранить дефекты произношения, наполнив речь выразительными свойствами.
  3. Пересказ помогает в формировании навыков построения предложений и текста.
  4. Пересказ помогает обогатить словарный запас.
  5. Пересказ развивает творческие способности ребенка.
  6. Пересказ помогает воспитать чувство языка, если использовать произведения высокохудожественной литературы.
«Обучение пересказу младших школьников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Коррекционная логопедическая работа предполагает обучение детей с ОНР различным видам пересказа: подробному, сжатому, выборочному.

Основные этапы коррекционной работы по обучению пересказу

Коррекционная работа по обучению учащихся младших классов ориентируется на достижение учащимися следующих способностей к пересказу:

  1. Осознанное восприятия текста;
  2. Передача основной мысли и сохранение логического компонента произведения;
  3. Связный пересказ с сохранением последовательности действий и событий текста;
  4. Возможность точного повторения существенных выражений автора, его высказываний;
  5. Спокойность пересказа;
  6. Избежание заминок при пересказе, исключение лишних пауз, длительной задержки;
  7. Сохранение выразительности и фонематической правильности речи.

Пересказ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пересказ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обучение пересказу реализуется в несколько основных этапов:

  1. Подготовительный этап. Первоначально педагогу необходимо повести с детьми беседу, ориентированную на понимание детьми содержания произведения, характера героев, смысловой линии, важных моментов. Кроме того, педагог должен помочь учащимся в подготовке к выразительному пересказу, правильной постановке интонации, соблюдением пауз, выделением важных моментов и фраз. Кроме беседы, педагог может просмотреть с учащимися фильм по данному произведению, его отдельные сцены, иллюстрационные пособия. Подготовительная работа помогает учащемуся воспринимать текст целостно и осмысленно.

  2. Основной этап. на этом этапе, коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:

    • Развитие навыков обработки текстовой информации. Дети должны научить дополнять фрагменты текста, общее содержание текста, даже если в нем присутствует непонятная для них информация, уметь добавить к тексту вступление и заключение т.е. придумать его, исходя из смысла произведения. Педагог проводит работу с текста, ориентируясь на выделением в нем отдельных ситуаций и событий, анализируя личности героев, выделением главных и второстепенных событий, разделения отдельных сцен на части, выявление логической последовательности текста;
    • Развитие навыков развертывания образа текста, который отложился в памяти после первичного прочтения/произнесения в связную речь. В этом направлении дети должны научится воспроизводить текст, максимально точно т.е. с передачей его смыслового назначения, а также уметь исправлять свои ошибки при воспроизведении текста, вносить дополнения или убирать ненужное.
  3. Заключительный этап. На этой стадии проводится анализ работы текстом, оцениваются итоги учащихся, их достижения в деятельности по пересказу, выявляются недочеты и определяются пути их исправления.

Методы обучения детей пересказу

Основными методами и приемами коррекционной работы с детьми, ориентированными на обучение младших школьников с ОНР пересказу являются:

  1. Компьютерные слайды. По тексту составляется презентация из слайдов, отражающих основные сцены текста, его героев и содержания. Это служит наглядным пособием для восприятия текста ребенком, а также увлекает его, мотивируя к работе;
  2. Детский рисунок. Ребенок должен выполнить зарисовку отдельной сцены текста, какого-то его фрагмента (в доступной ему форме – схематично, либо полноценная картина и т.д.). по этой зарисовке ребенок пытается воспроизвести рассказ или его отдельный фрагмент;
  3. Создание иллюстративного панно. Панно представляет собой изображение сюжетной линии рассказа, его основных сцен. Оно может выполнять на ПК, магнитной доске, фланелеграфе. Оно применяется на разных этапах коррекционной работы: педагог иллюстрирует отдельные сцены рассказа, учащиеся отображают свой пересказ или пересказ одноклассника. Иллюстративное панно позволяет создавать образы отдельных фрагментов текста, сцен, действий героев. Это способствует развитию внимания и восприятия ребенка с ОНР.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot