Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

ОНР: основные характеристики

Все предметы / Психология / ОНР: основные характеристики
Содержание статьи
Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи, включая звуковую, лексико-грамматическую и семантическую. Как правило, оно проявляется в виде разных сложных речевых расстройств у ребенка с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР

Проявления общего недоразвития речи зависят от уровня формирования компонентов речевой системы. Они способны варьировать от полного отсутствия общей употребительной речи до связной речи, для которой присущи остаточные элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Выявление ОНР осуществляется в процессе специальных логопедических обследований. Его коррекцию проводят с помощью развития понимания речи, обогащения словарного запаса, формирования фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного произношения звуков.

Общее недоразвитие речи состоит в несформированности ее звуковой и смысловой сторон, что проявляется через грубое или остаточное недоразвитие лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди лиц с речевой патологией дети с этим синдромом составляют самую многочисленную группу (примерно 40 %). У них, как правило, глубокие недостатки в развитии устной речи впоследствии приводят к нарушению письма (дисграфия и дислексия).

В логопедии понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используют для того, чтобы обозначать несформированность тех или иных структурных компонентов речевой системы. Они характерны для соответствующих речевых расстройств. ОНР проявляется в виде алалии, афазии, дизартрии и др.

Классификация ОНР

В соответствии с клиническим составом категорию лиц с ОНР принято подразделять на три группы:

  1. Неосложненные формы ОНР (у лиц с минимальной мозговой дисфункцией, которая включает недостаточную регуляцию мышечного тонуса, моторную дифференцировку, незрелость эмоционально-волевой сферы);
  2. Осложненные формы ОНР (у людей с неврологическими и психопатическими синдромами, включая церебрастенический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный, гипердинамический синдром);
  3. Грубое недоразвитие речи (у лиц с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, в том числе при обнаружении моторной алалии).

Готовые работы на аналогичную тему

При учете степени ОНР в логопедии выделяют четыре уровня речевого развития. На первом уровне находятся так называемые «безречевые дети», у которых полностью отсутствует общеупотребительная речь. На втором уровне уже присутствуют первоначальные элементы общеупотребительной речи, которые можно характеризовать бедным словарным запасом.

На третьем уровне речевого развития появляется развернутая фразовая речь с недоразвитием ее звуковых и смысловых аспектов. На четвертом уровне присутствуют остаточные пробелы в развитии фонетической, фонематической, лексической и грамматической сторон.

Характеристика уровней ОНР

Если взять ко вниманию анамнез детей с ОНР, то чаще всего можно выявить внутриутробную гипоксию, резус конфликт, асфиксию, травмы при родоразрешении. Для раннего детства характерны черепно-мозговые травмы, хронические заболевания или инфекция. Речевое развитие ребенка может затормаживать неблагоприятная речевая среда, отсутствие внимания и общения.

У любого ребенка с ОНР отмечено позднее появление первых слов (3-4 года, иногда – к 5 годам). Их речевая активность, как правило, снижена, речь обладает неправильным звуковым и грамматическим оформлением, малопонятна. По причине неполноценной речевой деятельности начинает страдать память, внимание, познавательная деятельность, мышление.

У детей с ОНР недостаточно развита координация движений, общая, тонкая и речевая моторика. При ОНР первого уровня отсутствует полностью фразовая речь. По этой причине дети в ходе общения используют лепет, однословные предложения, дополненные мимикой и жестами.

В речи детей, у которых обнаружено общее недоразвитие речи второго уровня, вместе с лепетом и жестами, начинают появляться простые предложения, которые включают 2-3 слова. Тем не менее, их высказывания характеризуются бедностью и однотипностью по содержанию, часто выражая предметы и действия.

При ОНР этого уровня можно отметить существенное отставание качественного и количественного состава слов, при этом ребенок не знает значения многих из них. Нельзя говорить здесь и о сформированном грамматическом строе речи, так как дети не правильно употребляют падежи. Они испытывают сложности при согласовании частей речи и использовании единственного и множественного числа.

Лица с ОНР третьего уровня уже получают способность пользоваться развернутой фразовой речью, при этом преимущество составляют простые предложения. Понимание речи в этом случае в большей мере приближено к норме, а трудности представлены пониманием и усвоением сложных грамматических форм.

Для ОНР третьего уровня характерно употребление в речи практически всех частей речи (больше существительных и глаголов, меньше – прилагательных и наречий). Для них типичны следующие особенности:

  • Неточное употребление наименований предметов;
  • Ошибки при использовании предлогов;
  • Неумение согласовывать части речи;
  • Ошибки в употреблении падежных окончаний и ударений.

При ОНР четвертого уровня дети начинают испытывать специфические трудности в звукопроизношении и повторении слов, у которых сложный слоговый состав. Они обладают низким уровнем фонематического восприятия, допуская ошибки при образовании слов и их изменении.

Словарный запас у детей с ОНР четвертого уровня отличается разнообразием. Тем не менее, такие дети не всегда могут точно знать и понимать значение редко встречающихся слов (например, при использовании антонимов и синонимов, пословиц и поговорок). В самостоятельной речи такие лица испытывают сложности при попытке логически изложить события. Они чаще всего пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, могут повторять ранее сказанное.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис