Моделирование научных гипотез – это создание образов научной мысли, теоретических образов научного познания, посредством отражения в знаковой форме свойств и характеристик, параметров развития реальных объектов.
Данный тип моделирования реализуется в ходе научно-исследовательской деятельности. Он может затрагивать разные направления исследований. Педагогические процессы – не исключение. Педагогу - исследователю необходимо развитое научное мышление, навыки оперирования абстрактными понятиями, высокий уровень развития педагогического сознания и мышления.
Научно-педагогическое исследование – это тип педагогического познания, изучения объектов и процессов педагогической деятельности, с применением научных методов и технологий, начинающийся с выдвижения гипотез и завершающийся их подтверждением или опровержением.
Формирование теоретической и практической готовности педагога к научной деятельности
Не каждому педагогу под силу стать исследователем и заниматься разработкой научных гипотез. Их моделирование опирается на развитие педагогического сознания и работу педагогической мысли в направлении исследования.
Научно-исследовательская деятельность не является простым процессом. К ней необходимо готовиться. И эта подготовка должна быть тщательной, последовательной и планомерной.
Естественно, для проведения исследований и формулирования гипотез педагогу необходимы общепедагогические знания. Они формируются в ходе его профессионального обучения. Однако, они не могут стать основой развития педагога в качестве исследователя. Для этого, требуется развитие его теоретических знаний и формирование навыков практической педагогической деятельности, а точнее, их переход на новый уровень.
Теоретическая и практическая подготовка педагога к научной деятельности сводится к следующему:
- Превращение педагогических знаний в аналитические, прогностические и рефлексивные навыки.
- Формирование умений использования педагогических знаний в качестве организаторских навыков, положенных в основу проведения научного педагогического исследования.
- Формирование междисциплинарных связей и зависимостей общепедагогической системы знаний педагога.
Следует также отметить, что научно-педагогические знания и знания педагога-профессионала т.е. деятельность которого ориентирована на обучение и воспитание подрастающего поколения имеют колоссальные отличия. Чтобы педагог мог встать на путь научного исследования, ему необходимо формирование и развитие педагогического мышления. Оно позволяет придать эвристическую ценность приобретенным педагогическим знаниям и сформировать потребность в их дальнейшем расширении, углублении, анализе и проецировании на различные научные модели педагогической деятельности.
Формирование педагогического мышления связано с развитием аналитических навыков педагога, а именно, к проведению теоретического мониторинга педагогических фактов и явлений. Также, играет роль развитость педагогического воображения, творческого взгляда и наблюдательности.
Условия успешного развития педагога-исследователя
Чтобы достичь высокого уровня научного развития педагогу требуется непрерывная работа над собой, самообучение и совершенствование своих знаний и навыков деятельности.
Создание научных гипотез сопряжено с рядом трудностей, преодоление которых требует наличия у педагога развитой культуры интеллектуального труда.
Научная подготовка педагога к исследовательской деятельности и успешному формулированию научных гипотез требует соблюдения следующих условий:
- Непрерывное совершенствование познавательной сферы личности педагога. Процессы интеллектуальной деятельности требуют регулярного углубления, усовершенствования, а также своей продуктивной работы, в основе которой лежит построение оптимальной мыслительной деятельности в разные временные периоды деятельности педагога.
- Развитие интеллектуальной самостоятельности личности педагога. Она проявляется в умении применять разные подходы к изучению, рассматривать педагогический процесс с разных сторон, быть открытым к восприятию разных позиций и оценок.
- Наличие внутренней мотивации, потребности к научному педагогическому исследованию, в занятиях научной работой и готовности к самореализации в данном направлении деятельности.
- Направленность личности педагога на инновационную педагогическую деятельность. Именно она будет стимулировать педагога к проведению научного исследования, способствовать его непрерывному выдвижению научных гипотез.
- Принятие вариативности подходов к исследованию одного и того же педагогического процесса, объекта или явления. Это помогает разработать теоретическую основу исследования, сформировать его концептуальные основы.
- Продуктивность педагогической деятельности. Уровень ее развития определяет успешность освоения основ научно-педагогического исследования и моделирования научных гипотез.
Гипотеза как основа педагогического исследования
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое в отношении исследуемого объекта, верность которого требуется проверить.
Гипотеза предполагает рассмотрение объекта и его связей с другими объектами, его воздействие на иные процессы и явления. Кроме того, она рассматривает внутренние характеристики объекта, его движущие силы, сущность и место в конкретном времени и месте.
Формулирование гипотез лежит в основе проведения любого исследования. Педагогическое исследование не является исключением. Оно начинается с формулирование гипотез, которые носят научный характер.
Успешность проведения педагогического исследования требует правильного формулирования его научных гипотез. Они должны отвечать следующим требованиям:
- Соответствие гипотезы целевому назначению исследования и его задачам.
- Нахождение гипотезы в рамках предмета научно-педагогического исследования.
- Нацеленность гипотезы на решение конкретной проблемы, исключая уход от нее.
- Возможность проверки гипотезы, посредством проведения опытов, экспериментов.
- Включение в состав гипотезы проекта решения проблемы, т.е. должно быть дано теоретическое обоснование решения поставленной задачи и возможности практического использования данной теории.
- Новизна информации, составляющей гипотезу. Исследовать и проверять необходимо что-то новое, ранее неизведанное.
Навыки формулирования гипотез развиваются в ходе специальной подготовки педагога к научной деятельности. А их успешное моделирование лежит в основе эффективности научно-педагогической исследовательской деятельности.