Особенности общения младших школьников и педагогов
При поступлении в школу, у детей меняется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с играми, то есть общение становится отдельно выраженным деловым общением со взрослыми людьми. В первом классе дети много общаются с учителем, проявляют к нему большой интерес, так как для них высок авторитет учителя.
Дети младшего школьного возраста эмоционально сильно зависят от учителя. Младшие школьники хотят, чтобы учитель их любил, чтобы родители были ими довольны, чтобы у одноклассников было хорошее отношение. В таком случае ребенок стремится выполнять правила, потому что это его обязанность. Эмоциональный голод предполагает потребность в получении положительных эмоций со стороны значимого взрослого, а учитель является именно таким взрослым, во многом определяющим поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе на уроке, в коридоре и других местах, предназначенных для занятий и развлечений.
Разные формы общения учителей с детьми, характер их оценок, влияет на развитие у детей определенного уровня самооценки. В одних случаях у детей может развиться убеждение, что он очень умный, а в других – что он глупый, некрасивый и пр. На все это напрямую влияет учитель, так как его оценка важна для ребенка. Принимая оценки учителя, характеристики, которые он дает ребенку, дети начинают использовать это как критерии оценки для других людей.
Иными словами, учитель имеет огромное влияние на школьников, способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Взаимоотношения младших школьников с родителями
Одобрение и неодобрение со стороны родителей очень важно для детей. Воспитание в строгих условиях с противоречивыми требованиями и запретами может вызывать неврозы навязчивых состояний и психастений. Вместе с этим, если дети воспитываются в доброжелательной атмосфере, ощущают поддержку, имеют огромные возможности для развития собственной активности и самостоятельности. В таких семьях дети могут свободно проявлять свою радость, грусть, злость, не боясь насмешек. Это создает у детей чувство полной защищенности и уверенности.
Значительное воздействие на формирование детской личности может оказывать стиль руководства, принятый в семье. В семьях демократического стиля, дети проявляются дружеские качества, инициативность, стремятся к творчеству, проявляются лидерские тенденции, обнаруживая эмоциональность, доверие к людям, тенденции к лидерству, по сравнению с ровесниками из семей с авторитарным стилем.
Силой, компенсирующей или смягчающей у детей напряжение, вызванное влиянием социума, является семья. В семьях дети получают признание своего «Я», находят тот круг людей, которые разделяют его переживания.
В процессе взросления младших школьников роли в семье смещаются. Мать – эмоциональный, а часто и материальный лидер в семье, именно она определяет стиль воспитания в семье, занимается наказанием и поощрением ребенка, контактирует с образовательными учреждениями. Зачастую авторитет отца в семьях невелик. То есть, эмоциональное благополучие детей зависит преимущественно от матери – ее любви, принятия ею ребенка. Этим затрудняется процесс усвоения социальных навыков в реализации поведенческих половых стереотипов детей. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения родителей сильно влияют на школьников, но с расширением контактов с внешней средой приводит к тому, что все большее влияние на детей начинают оказывать другие взрослые. Безусловно, этот процесс идет постепенно, вслед за развивающейся самостоятельностью ребенка и отдельными ее проявлениями, которые свидетельствуют о происходящих в общении изменениями.
Когда дети начинают ходить в школу, новая социальная ситуация приводит к тому, что стиль общения семьи с детьми обрастает новыми нюансами.
- Авторитарный стиль оправдывается необходимостью подчинения детей дисциплине в школе. Окрики и физические наказания – типичная форма, выражающая власть взрослых над детьми. При этом родители могут любить детей, но выражают это излишне экспрессивно. Такие семьи воспитывают неуверенных в себе, невротизированных детей, зачастую агрессивных, что проявляется в школе в отношениях со сверстниками.
- Либерально-попустительский стиль предполагает общение в семье на основании вседозволенности. Такие дети не знают иных отношений, кроме утверждения себя через требования, капризы и демонстрацию обид. Попустительство тормозит развитие социально зрелой личности. Здесь отсутствует понимание слова «надо». Такие семьи растят эгоистичных детей, не умеющих вступать в нормальные взаимоотношения с окружающими людьми, они конфликтны и трудны. В школе такие дети не могут общаться, так как они не приучены уступать, подчинять свои желанию общей цели. Из-за его социального эгоцентризма невозможно нормально овладеть социальным пространством человеческих отношений.
- Гиперопека лишает детей самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Такие семьи полностью фиксируют свое внимание на детях, родители полностью растворяются в ребенке, посвящают ему всю жизнь. Это невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя отдачи в настоящем, страдают от этого, но не понимают, что растят инфантильного и неуверенного в себе невротизированного человека.
- Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь детей любят, с ними играют и разговаривают на интересующие их темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Такие дети знают что такое «надо», умеют себя дисциплинировать.
Взаимоотношения младших школьников со сверстниками
Статус ученика в межличностных отношениях в классе формируется в первые два года учебы в школе, и он достаточно устойчив, влияет на его социальное развитие, его отношения к товарищам, классному коллективу и всей школе.
В 3-4 классах роль учителя в личностном влиянии становится меньше, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения – основа создания группировок.
Учебная и общественная деятельность способствует формированию коллектива, помогает сплотить его вокруг общих целей и интересов. Положение ребенка в группе, его статус могут быть разными, как благоприятными, так и неблагоприятными. В первом случае школьники идет в школу с желанием, он активен в учебной и общественной работе и позитивно относится к коллективу. Во втором же ребенок не удовлетворён своим положением. Общение со сверстниками превращается в особую школу социальных взаимоотношений. Дети бессознательно отрывают от себя существование разных стилей общений. Также бессознательно они пробуют эти стили, основываясь на своих собственных волевых возможностях и определенной социальной смелости.