Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание в семье как одно из условий формирования личности младшего школьника

Роль семьи в воспитании личности ребенка младшего школьного возраста

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс по усвоению подрастающим поколением норм и правил поведения в обществе, а также накопленного людьми жизненного опыта.

Каждый человек с момент своего рождения попадает в общество, которое оказывает значительное влияние на его развитие. Основным же фактором, оказывающим значительное влияние на развитие каждого человека, является его семья. Микроклимат семьи влияет на становление характера ребенка, его предпочтения в разных областях. В связи с чем, все большое внимание ученых и исследователей из области педагогики и психологии отводится семье и тому окружению, которое она создает вокруг ребенка.

Замечание 1

Семейная среда может оказывать как благоприятное воздействие на ребенка, так и психотравмирующее, в результате которого ребенок приобретает ряд отрицательных личностных качеств.

Значимость семьи в формировании и развитии личности ребенка очень велика, вне зависимости от его возраста. Для ребенка младшего школьного возраста семья выступает не только в качестве опоры и поддержки, но и в качестве примера отношения к учебе, получению знаний, развитию собственных личностных качеств и т.д. Именно поэтому очень важно на данном этапе дать ребенку необходимый положительный пример, который послужит толчком для его дальнейшего успешного развития.

От того какие методы и средства использовались в семье, какой пример подали родители ребенку, зависит формирование личностных качеств, становление его как человека.

Первые жизненные уроки ребенок младшего школьного возраста получает именно в семье, где под влиянием окружающих его родственников происходит формирование его будущего характера.

«Воспитание в семье как одно из условий формирования личности младшего школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, важность семьи, как основного института воспитания обусловлена тем, что именно в семье ребенок находится большую часть жизни, а также тем, что родители являются непререкаемым авторитетом для своих детей. К моменту поступления в школу, ребенок уже практически наполовину сформирован как личность. И от семьи зависит, что заложено в основу данной личности.

Значимость воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье настолько велика, что ее невозможно заменить какими-либо другими институтами. В семье формируется базовая структура личности и система ценностей ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и т. д. Именно в семье формируется модель поведения, которой человек будет придерживаться всю свою жизнь.

К младшему школьному возрасту, под воспитательным воздействием семьи у каждого ребенка формируются базовые смысловые понятия, такие как:

  1. Сформированное отношение к себе, собственному «Я» и своему положению в обществе.
  2. Сформированный стиль взаимодействия с окружающими людьми, в зависимости от их социального статуса и положения.
  3. Сформированное представление о собственной гендерной принадлежности.
  4. Сформированные нравственные и моральные ценности, усвоенные общепризнанные правила и нормы поведения в обществе.
  5. Наличие конкретных и четких жизненных циклов.
  6. Наличие определенных и обоснованных стремлений и жизненных идеалов.
  7. Сформированное чувство связи поколений, ощущение себя как части народа (этноса).

Условия формирования личности младшего школьника в семье

Для того, чтобы воспитание в семье было продуктивным и принесло ожидаемые результаты, необходимо соблюдать ряд условий.

Условия организации воспитательного процесса в семье, направленного на всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности ребенка младшего школьного возраста:

  1. Авторитет родителей – это влияние отца или матери на ребенка, основанное на любви и уважении. Ребенок в процессе общения с родителями перенимает их жизненный опыт и мудрость. В том случае, если родители не являются ребенка авторитетом, то передача не состоится, равно, как и не будет должного положительного воспитательного воздействия на ребенка. Поэтому очень важно с самого рождения ребенка нарабатывать и поддерживать родительский авторитет. Только в этом случае можно будет воспитатель ребенка и сформировать у него положительные личностные качества.

  2. Установление взаимоотношения «школа – семья – ребенок». Соблюдение данного условия особенно актуально в настоящее время. Это связано с тем, что зачастую современные родители снимают с себя ответственность по воспитанию детей, с их момента поступления в школу. Многие считают, что именно школа должна заниматься воспитанием их детей. Однако это нет. С поступлением в школу, роль семьи в воспитании ребенка не только не ослабевает, но и напротив, должна усиливаться. Никто кроме близких людей не имеет необходимого влияния на ребенка, на формирование и развитие его личности.

  3. Адекватное восприятие ребенка и его успехов в школе. Зачастую родители требуют от своих детей невозможного. Это негативно сказывается не только на процессе обучения, но и в целом на личности ребенка. Важно уметь видеть в ребенке личность с ее достоинствами и недостатками, научиться принимать своего ребенка таким какой он есть. Только в этом случае можно воспитатель действительно самодостаточную личность.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личности младшего школьника необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  1. Каждый член семьи должен принимать активное участие в воспитании и жизни ребенка.
  2. Родителям необходимо уметь находить время на общение со своими детьми.
  3. Быть в курсе всех событий в жизни своего ребенка, знать и принимать его интересы и потребности.
  4. Принимать активное участие в решение трудностей и проблем ребенка, какими бы незначительными они не казались родителям.
  5. Не оказывать на младшего школьника никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  6. Уважать право выбора ребенка, его точку зрения и мнение.
  7. Относится к ребенку как к равному члену семьи.

Таким образом, семья в жизни ребенка младшего школьного возраста является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot