Речь — это исторически сложившаяся форма общения и взаимодействия между людьми, которая осуществляется посредством языковых конструкций, создаваемых на основании соблюдения ряд правил.
Особенности развития речи у детей 2-й младшей группы
Речь не является врожденной способностью человека, ее необходимо формировать и развивать постепенно, в соответствии с развитием ребенка.
Процесс развития речи начинается примерно с 3-х месяцев, когда ребенок начинает активно «гулить». Этот период является временем активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Параллельно с развитием речи у детей развивается и ее понимание. Ребенок учится разливать интонации и отдельные слова.
Примерно к 9-10 месяцам дети произносят свои первые слова, которые состоят из 2-3-х слогов. Происходит расширение пассивного словаря, а затем и активного, который к 2-м годам уже достигает примерно 250-300 слов. К третьему году речь ребенка совершенствуется настолько, что он может произносить предложения. Речь, становится понятна окружающим.
Условия развития речи у детей второй младшей группы
Что должно насторожить родителей и воспитателя в речи ребенка 2-й младшей группы:
- Скудный словарный запас (менее 20 слов).
- Ребенок не умеет складывать слова в предложения и словосочетания.
- Невнятное произношение.
- Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не принимает участие в играх.
- Не может ответить на простые вопросы.
- Не узнает и не называет предметы, явления, членов семьи и т.д.
Успешность развития речи детей второй младшей группы зависит от соблюдения ряда условий:
- Разговаривать с детьми во всех видах деятельности, проговаривать и комментировать все действия.
- Обогащение словаря детей путем чтения стихотворений, художественной литературы, проведения совместных бесед, просмотра картинок и т.д.
- При общении с детьми следить за собственной речью: использовать только правильное произношение слов и правильную форму построения предложений и фраз.
- Задавать детям открытые вопросы, требующие от ребенка полного и развернутого ответа. Это будет стимулировать ребенка расширять свой словарный запас.
- Заучивать с детьми короткие стихи, потешки и т. д.
- Активизация мелкой моторики: пальчиковые игры, мозаика, пазлы, игры с песком и т. д.
- Формирование и развитие звукопроизношения: подражательные звуки, песенки, стихи, специальные упражнения.
- Развитие слухового внимания, посредством прослушивания разных звуков во время прогулки, на аудиозаписи и т. д.
- Развитие речевого дыхания путем использования специальных упражнений, надувания мыльных пузырей, воздушных шариков и т. д.