Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности речи у детей младшего дошкольного возраста

Определение 1

Младший дошкольный возраст — это важнейший период в жизни ребёнка, на протяжении которого происходит множество новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирующихся основ мировоззрения ребенка.

Характеристика речи младшего дошкольника

На третьем году жизни у детей можно наблюдать важный перелом в отношениях с окружающим миром и людьми. Это связано с ростом их возможностей и осознанием себя в качестве самостоятельного существа.

Ребенок пытается действовать, как взрослый, но ему необходима оценка, которую старшие дают его деятельности и поступкам. Дети в младшем дошкольном возрасте внимательно слушают объяснения, при этом сами начинают чаще обращаться к взрослым с разными вопросами. Младший дошкольник получает новые впечатления, что представляет собой необходимое условие его психического развития.

Замечание 1

При наступлении 3 лет ребенок начинает интенсивно использовать глаголы и местоимения. Этот факт исследователи объяснили ростом активности и расширением контактов ребенка с окружающими.

Прилагательные, которые начинают встречаться в речи детей, способны характеризовать в основном размер предмета (большой или маленький), а также его цвет. Наряду с этим ребенок уже замечает и отражает в своей речи принадлежность предмета к определенному лицу (мамин, папин, тетин). Он уже характеризует состояние, которое испытывает (мокрый, голодный), передает свои эстетические переживания (чистый, красивый).

Присутствие в детской речи наречий и прилагательных говорит о том, что данные части речи только начинают формироваться. Дети осваивают простые и самые недифференцированные пространственные, временные и прочие отношения, которые можно выразить с помощью слов (например, там, тут, потом, такая, другая и др.).

«Особенности речи у детей младшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В процессе освоения более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают сложности и им необходима помощь и поддержка воспитателей. Если говорить о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, то можно указать на три уровня усвоения слов: названия предметов, действий, качеств, отношений:

  • Понимание слова, но неумение использовать его в речи;
  • Узнавание и называние предмета (действия, качества и др.) только в привычных сочетаниях и условиях (ножницы для подстригания ногтей);
  • Понимание и правильное использование слов-названий в любых, доступных пониманию связях и отношениях.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитатели проводят словарную работу и выбирают определенные приемы и методы. Здесь важно учесть, что от того, насколько хорошо ребенок будет знать объект (действие, качество и т. п.), будет зависеть понимание и использование им в речи соответствующих слов, которые обозначают предмет.

Вместе с фактом неповторимого увеличения словаря (в 2-3 года он растет в 3-4 раза, а далее пополнение происходит значительно медленнее и относительно равномерно) речь детей в этот период можно характеризовать еще одной важной особенностью. В это время начинается стадия освоения родного языка, включая процесс овладения его грамматической структурой.

Замечание 2

Младший дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный период для усвоения речи, когда растет речевая активность и увеличивается словарь, удлиняются и становятся более сложными речевые высказывания. Слова и словосочетания превращаются в рассказы, происходит совершенствование их грамматического оформления, растет роль речи в качестве средств регулирования поведения, а также происходит формирование звуковой культуры речи.

Дети в этом возрасте уже хорошо знают и правильно называют предметы из своего ближайшего окружения (например, игрушки, одежду, мебель, посуду). Они более широко начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги.

У младших дошкольников также появляются зачатки монологической речи. Так, с небольшой помощью взрослых малыш уже способен передавать содержание хорошо знакомых сказок, читает наизусть небольшие четверостишия.

В 3-4 летнем возрасте происходит особенно быстрое развитие речи. Как правило, к этому возрасту ребёнок практически усваивает свой родной язык, поскольку его активный словарь растет не по дням, а по часам (рост примерно сто новых слов в месяц). Если в трехлетнем возрасте детям для общения требуется только несколько сотен слов, то в 4 года это количество достигает 1500 – 2000 слов. Ученые отмечают, что для повседневного общения взрослые в семье используют в среднем 3 – 5000 слов.

Направления развития речи у младших дошкольников

Среди основных направлений работы в области развития речи во второй младшей группе необходимо выделить следующие действия:

  • Расширять словарный запас ребенка,
  • Развивать звуковую культуру речи,
  • Развивать грамматический строй речи,
  • Совершенствовать связную речь (монологическую и диалогическую)
  • Улучшать образную речь.

Основные формы должны быть представлены организацией образовательных ситуаций и общения. Воспитатель должен организовать образовательные ситуации. Это может быть процесс рассматривания картин, игрушек, чтение рассказов и сказок, разучивание стихотворений.

Цель занятий состоит в обучении детей умению составлять рассказ, рассказывать сказку, обыгрывая их. В процессе ребенок учится задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составляет уже свой рассказ на основании услышанного содержания.

Образовательная ситуация организуется воспитателем в любой режимный момент, включая утро, вечер, время прогулки. Она может быть проведена как с одним ребенком, так и с несколькими детьми (одна ситуация повторяется несколько раз с разными детьми).

Ситуации общения часто могут возникать спонтанно. При этом педагог должен видеть и поддерживать их, стараясь уловить смысл высказывания ребенка, которое состоит иногда из одной или двух коротких фраз. Далее своими вопросами воспитатель побуждает ребенка к диалогу или помогает ему высказаться более полно.

Проведение ежедневных пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, речевых игр, развитие мелкой моторики, разучивание скороговорок способствует развитию речи детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot