Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это возраст от рождения до поступления ребенка в школу, в этот период происходит освоение ребенком важнейших умений, которые являются основой его успешной жизнедеятельности.
В дошкольный период у детей происходит активное развитие речи, становление всех её сторон.
Наиболее успешно развитие речи происходит в процессе игровой деятельности. Это связано с тем, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Во время игр у детей возникает острая потребность во взаимодействии с другими участниками игры, что мотивирует их на постепенное развитие и совершенствование своего словаря. Тем самым, происходит активное развитие речи.
В процессе жизнедеятельности, ребенок сталкивается с необходимостью общаться с окружающими людьми. Чтобы это общение было продуктивно, речь должна быть понятна, внятная и интереса. Поэтому очень важно развивать речь дошкольников посредством разнообразных игровых методов, методик и приёмов, разработанных в соответствии с интересами и возможностями данного возраста.
Детская игра зачастую возникает спонтанно. Однако, несмотря на это они вполне закономерно отражают разнообразные виды деятельности человека (трудовая, общественная и т.д.).
Перед воспитателями ДОУ стоят несколько задач, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста:
- Развитие четкости и гибкости речевого аппарата.
- Развитие речевого слуха.
- Обогащение словаря.
- Совершенствование формы и структуры речи.
Еще одной важной задачей воспитателей ДОУ является обучение детей игре. Детей необходимо приобщать к игре с определенным содержанием, правилами и условиями. Именно от того, какое содержание у игры, зависит успешность достижения поставленной воспитателем цели.
Таким образом, игровая деятельность имеет большой потенциал в развитии речи детей дошкольного возраста. Воспитателю необходимо грамотно использовать данный ресурс в своей работе.
Виды игр, используемых для развития речи детей дошкольного возраста
Воспитателями ДОУ используются следующие виды игр и игровой деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.
Дидактические игры – это обучающие игры, направленные на активизацию словаря детей.
Каждая игра имеет свое программное содержание, которое включает в себя определенную группу слов, подлежащих усвоению ребенком. Дидактические игры разрабатываются специально для достижения конкретной воспитательно-образовательной цели, через определенные игровые действия. Помимо развития речи, дидактические игры оказывают положительное влияние на развитие у детей логического мышления, познание окружающего мира и расширение собственного кругозора.
Театрализованные игры – это игры, которые имеют благоприятный эмоциональный фон, способствующий возникновению у ребенка желания принимать активное участие в речевом общении с другими участниками игры.
Театрализованные игры помогают воспитателю создавать такие ситуации, которые способны раскрепостить даже самых скованных и необщительных детей, помочь им вступить в диалог с другими детьми. Объясняется это тем, что театр для любого ребенка – это в первую очередь праздник, что-то волшебное и необычное. Театрализованная деятельность дарит детям непередаваемые ощущения и яркие впечатления. Именно поэтому данная деятельность является одним из наиболее распространённых видов деятельности детей дошкольного возраста. Организованная воспитателем театрализованная игра способствует речевому развитию, стимулированию активной речи ребенка, расширению словарного запаса и совершенствованию артикуляционного аппарата.
Творческие и сюжетно-ролевые игры – это игры, которые могут быть организованны детьми самостоятельно или воспитателем для достижения определенной воспитательно-образовательной цели.
Сюжетно-ролевые и творческие игры очень интересны детям, так как в них они могут воссоздать ситуации близкие к реальным, «примерить» на себя различные социальные роли. Данные игры создают условия для успешного развития отвлеченного мышления и речи. Это обусловлено тем, что постепенно сюжетно-ролевая игра усложняет игровое действие, с возрастом и развитием детей. Дети младшего дошкольного возраста первоначально играют в сюжетные и творческие игры вдвоем, с возрастом количество участников развивается, возникает ролевое взаимодействие, тем самым в игре осуществляется не только развитие речи, но и ее совершенствование.
Подвижные игры с текстом – это игры, подразумевающие выполнение определенных действий под чтение текста (стишка, потешки, зачитки и т.д.), либо выполнение определенных действий с атрибутами.
Подвижные игры удовлетворяют потребности детей в движении, они настолько интересны и увлекательны, что в игру вступают даже самые застенчивые дети. В процессе подвижной игры, дети общаются друг с другом, тем самым происходит развитие речи, расширение активного словаря и совершенствование навыков взаимодействия в коллективе.
Условия организации игровой деятельности
Условия организации игровой деятельности, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста:
- Организация в группе ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, которая будет обеспечивать полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста на основе игровой деятельности.
- Правильный и грамотный подбор методов, средств и приемов организации игровой деятельности, в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Грамотный подбор игрового материала, направленного на развитие речи, расширение и активизацию словаря.
- Создание и систематическое пополнение картотеки игр и игровой деятельности, направленной на речевое развитие детей дошкольного возраста, в соответствии с возрастной группой.
- Обогащение и насыщение игровой среды необходимыми для игр средствами и материалами (игрушки, игровые атрибуты, музыкальные инструменты и т.д.).