Познавательная активность – это отношение учащегося к процессу обучения и познания, к содержанию образовательных программ и стремление к их продуктивному и полноценному освоению.
Познавательная активность характеризует заинтересованность учащихся в процессе получения знаний и умений, а также освоение способов получения этих знаний, методов и приемов их усвоения и навыков поиска познавательной информации.
Условия формирования познавательной активности
Познавательная активность является процессом, который предполагает наличие жажды знаний и поиск способов их добывания.
Стремление к познанию у ребенка, как правило, начинает активно развиваться к шести-семи годам. Это обусловлено формированием новых мотивов его деятельности, которые возникают после полноценного развития речи ребенка.
Свои знания дети выражают и обобщают посредством применения речи. Также, у них развиваются навыки анализа и синтеза, реализуемые через представления. Кроме того, дети начинают по-другому строить свои взаимоотношения со взрослыми, расширяя свой кругозор.
Рисунок 1. Признаки познавательной активности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для развития познавательных интересов и познавательной активности дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- Создание богатого предметно-пространственного пространства, имеющего образовательное и развивающее назначение.
- Любые занятия с ребенком должны быть увлекательными и занимательными.
- Привлечение ребенка к выполнению творческих заданий.
- Использование в ДОУ и дома различных видов и направлений деятельности, их комплексного и интегрированного применения.
- Организация для ребенка экспериментальной деятельности.
- Развитие эмоционального восприятия и положительного эмоционального отношения к различным видам деятельности.
- Использование в обучении методов проблемно-поискового характера.
- Использование в обучении различных видов и форм игровой деятельности.
- Создание системы воспитательного взаимодействия между педагогами и родителями, чтобы обеспечить единую направленность воспитания и способствовать активному развитию и успехам ребенка.
Воздействие психики и ее процессов на развитие познавательной активности
Все познавательные процессы, происходящие в организме, не имеют изолированности. Они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в своей работе. Кроме того, познавательная деятельность зависит от функционирования психических процессов. А это значит, что они активно влияют на развитие каждого компонента познавательной деятельности, в том числе и развитие познавательной активности.
Воздействие психических процессов на развитие познавательной активности реализуется следующим образом:
- Мышление стоит в центре психического развития организма, а значит оказывает наиболее весомое воздействие на процессы познания. В процессе формирования познавательной активности ребенка происходит развитие логического мышления, которое формирует направленность конкретного мышления. Мышление, отражающее реальные процессы функционирования окружающего мира опирается на логику. При этом, отвлеченные логические суждения ребенок еще не может совершать.
- Память ребенка начинает преобразовываться, как раз в шести-семи летнем возрасте. это обуславливает зависимость заинтересованности ребенка в познании и развития памяти. Развитие памяти невозможно без познавательной мотивации. Ведь для развития познавательной активности требуется наличие произвольной памяти, а также осознанного запоминания, с регулированием информации, ему подлежащей. Поэтому, для развития познавательной активности, необходимо применять упражнения на развитие памяти, а также формирование интереса к учебной деятельности.
- Внимание необходимо развивать для того, чтобы создать условия для продуктивного обучения. Внимание должно быть устойчивым, легко переключаться и распределяться. Это обеспечивает лучшее восприятие учебной информации, ее усвоение и активизацию познавательной деятельности.
Уровни познавательной активности
Развитие познавательной активности каждого учащегося может быть реализовано на разных уровнях. Такими уровнями являются:
- Воспроизводящая активность. При наличии такой активности, учащийся способен к пониманию учебной информации, ее усвоению и воспроизведению, а также он может усвоить навыки применения учебной информации, по конкретному шаблону или алгоритму. Для развития воспроизводящей активности и ее закрепления не требуется особых волевых свойств личности. Также, учащийся с данным уровнем развития познавательной активности не стремится к расширению своих познаний и их углублению. Он никогда не задает вопросов: «Почему?», «Зачем?» или «Для чего это нужно?».
- Интерпретирующая активность. Если у учащегося развита такая активность, то он стремится к пониманию содержания учебной материала, определению взаимосвязи между процессами и явлениями в изучаемом, между его компонентами. Также, учащиеся стремятся усвоить каким образом можно использовать, имеющиеся у них знания и навыки в новых условиях, нестандартных ситуациях и обстоятельствах. Для нахождения на этом уровне, учащемуся требуется наличие активных волевых свойств, проявление волевых усилий. Учащемуся необходимо довести начатое дело до конца, уметь преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач.
- Творческая активность. Ее наличие предполагает глубокое проникновение в сущность процессов и явлений, выявление их логических связей, причин и проектировку новых методов и приемов в решении обыденных задач, а также стремлении разрешать непростые, оригинальные задачи. Наличие творческой активности вызывает развитие рассогласования его психических процессов и познавательной деятельности. учащийся сталкивается с наличием противоречий между его знаниями и новыми процессами и явления, новыми задачами, которые требуется решить.