Умственная отсталость – это патология развития личности, проявляющаяся в особом состоянии ЦНС, воздействующем на психические процессы и определяющем особый путь функционирования интеллекта.
Умственная отсталость различается по тяжести своего проявления. Она может быть:
- Легкой формы;
- Умеренной формы;
- Тяжелой формы;
- Глубокой формы.
Что касается легкой формы умственной отсталости, то она связана с незначительными отклонениями от нормального развития. Ребенок с легкой умственной отсталостью может социализироваться в обществе и взаимодействовать с ним, однако, ему требуется особое коррекционное обучение, направленное на их коммуникативное развитие.
Специфические образовательные потребности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Младший школьный возраст – специфический этап развития ребенка. Дети в этот период проходят период адаптации к новым условиям жизнедеятельности, привыкают к процессу обучения и воспитания, формируют новые коммуникативные связи и отношения. Коммуникативное развитие младших школьников является и без того трудоемким процессом, требующим особого внимания. Что же касается детей с умственной отсталостью, то эта категория требует особого подхода к обучению и воспитанию.
Дети с легкой степенью умственной отсталости характеризуются следующими особыми образовательными потребностями:
- Особые условия организации обучения, с учетом пространственных и временных параметров реализации учебной деятельности, отвечающих функциональному состоянию ЦНС организма.
- Опора на коррекционные методики обучения. Восприятия, память, мышление ребенка с умственной отсталостью отстает от нормального развития. Это делает неэффективным стандартные методики и программы обучения, используемые в общеобразовательной школе.
- Упрощение системы учебных задач, реализуемых в ходе коррекционного обучения.
- Содержание образовательной программы требует наглядно-действенного представления.
- Опора на коммуникативное развитие учащегося. Социальное становление личности –залог успешного обучения. Ребенку требуется создать условия для полноценного общения со сверстниками, нахождения своего места в коллективе. Это обеспечит его заинтересованность в обучении.
- Использование специальных методик и технологий коммуникативного развития учащихся.
- Развитие навыков применения имеющихся знаний в разных практических ситуациях. Учащийся не всегда способен применять свои знания не по шаблону.
- Комплексная система обучения, опирающаяся на медицинскую, психологическую, социально-педагогическую помощь учащимся.
- Регулярность и систематичность коррекционной работы.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к организации обучения. Требуется выбирать индивидуальный темп обучения и коммуникативного развития учащегося, использовать гибкие методы и средства обучения, гибкие образовательные программы.
- Логопедическая работа с учащимися.
Направления коррекционного развития связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью
Коммуникативное развитие учащихся с легкой формой умственной отсталости требует активной логопедической работы. Чтобы развить навыки общения и взаимодействия, требуется выявить речевые дефекты и корректировать их.
Логопедическая работа начинается с развития связной речи учащихся. Данный процесс достаточно сложный и трудоемкий. Для его реализации используются специальные приемы, помогающие сформировать смысловую структуру высказывания, выстроить его логическую последовательность.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления, поэтому, логопедическая работа тесно связана с работой по формированию мыслительных процессов учащегося.
Коррекционное развитие связной речи младших школьников с умственной отсталостью ведется по следующим направлениям:
- Развитие моторных функций. Они оказывают воздействие на мышления и речевого аппарата. Поэтому, используется система упражнений на развитие моторики пальцев рук: логопедический массаж, пальчиковые игры, пальчиковый театр, упражнения по обводке контуров, пальчиковая гимнастика, рисование в воздухе, вырезание фигур из бумаги.
- Формирование навыков восприятия и понимания речи. Учащиеся должны воспринимать обращенную к ним речь, выполнять указания в деятельности.
- Формирование желания в общении и стремления к нему. Здесь оказывается воздействие на мотивационную сферу учащегося, исходя из его потребностей и интересов.
- Развитие основ звукопроизношения. Развивается артикуляционный аппарат и отрабатывается произношение всех звуков.
- Формирование фразовой речи. Происходит обучение проговариванию по картинкам, составлению предложений по определенным параметрам.
- Развитие диалогической речи учащегося. Дети учатся ставить вопросы, отвечать на них, заводить разговор, обращаться за помощью, поддерживать беседу.
- Развитие монологической речи учащегося. Формируются навыки составления самостоятельного высказывания, свободного изложения материала.
Этапы коррекционной работы по формированию навыков общения у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Развитие навыков общения учащихся начальной школы, имеющих интеллектуальные нарушения в легкой форме, представляет собой поэтапную работу. Общение формируется входе следующей последовательности действий:
- Диагностика уровня развития общения в коллективе и у конкретных учащихся. Проводится наблюдение за детьми, беседы с ними и с их родителями, выявляются их коммуникативные навыки.
- Разделение учащихся на группы для формирования дифференцированной коррекционной работы. На основании диагностики дети делятся на группы по специфическим признакам речевых и коммуникативных нарушений.
- Разработка программы коррекционного коммуникативного развития.
- Применение программ коррекционного развития навыков общения детей. программы опираются на применение игровых методов обучения, использование логопедической терапии, куклотерапии, арттерапии и иных современных и традиционных методов и форм речевого развития.