Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие общения детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Определение 1

Умственная отсталость – это патология развития личности, проявляющаяся в особом состоянии ЦНС, воздействующем на психические процессы и определяющем особый путь функционирования интеллекта.

Умственная отсталость различается по тяжести своего проявления. Она может быть:

  • Легкой формы;
  • Умеренной формы;
  • Тяжелой формы;
  • Глубокой формы.

Что касается легкой формы умственной отсталости, то она связана с незначительными отклонениями от нормального развития. Ребенок с легкой умственной отсталостью может социализироваться в обществе и взаимодействовать с ним, однако, ему требуется особое коррекционное обучение, направленное на их коммуникативное развитие.

Специфические образовательные потребности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Младший школьный возраст – специфический этап развития ребенка. Дети в этот период проходят период адаптации к новым условиям жизнедеятельности, привыкают к процессу обучения и воспитания, формируют новые коммуникативные связи и отношения. Коммуникативное развитие младших школьников является и без того трудоемким процессом, требующим особого внимания. Что же касается детей с умственной отсталостью, то эта категория требует особого подхода к обучению и воспитанию.

Дети с легкой степенью умственной отсталости характеризуются следующими особыми образовательными потребностями:

  1. Особые условия организации обучения, с учетом пространственных и временных параметров реализации учебной деятельности, отвечающих функциональному состоянию ЦНС организма.
  2. Опора на коррекционные методики обучения. Восприятия, память, мышление ребенка с умственной отсталостью отстает от нормального развития. Это делает неэффективным стандартные методики и программы обучения, используемые в общеобразовательной школе.
  3. Упрощение системы учебных задач, реализуемых в ходе коррекционного обучения.
  4. Содержание образовательной программы требует наглядно-действенного представления.
  5. Опора на коммуникативное развитие учащегося. Социальное становление личности –залог успешного обучения. Ребенку требуется создать условия для полноценного общения со сверстниками, нахождения своего места в коллективе. Это обеспечит его заинтересованность в обучении.
  6. Использование специальных методик и технологий коммуникативного развития учащихся.
  7. Развитие навыков применения имеющихся знаний в разных практических ситуациях. Учащийся не всегда способен применять свои знания не по шаблону.
  8. Комплексная система обучения, опирающаяся на медицинскую, психологическую, социально-педагогическую помощь учащимся.
  9. Регулярность и систематичность коррекционной работы.
  10. Индивидуальный и дифференцированный подход к организации обучения. Требуется выбирать индивидуальный темп обучения и коммуникативного развития учащегося, использовать гибкие методы и средства обучения, гибкие образовательные программы.
  11. Логопедическая работа с учащимися.
«Развитие общения детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Направления коррекционного развития связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью

Коммуникативное развитие учащихся с легкой формой умственной отсталости требует активной логопедической работы. Чтобы развить навыки общения и взаимодействия, требуется выявить речевые дефекты и корректировать их.

Логопедическая работа начинается с развития связной речи учащихся. Данный процесс достаточно сложный и трудоемкий. Для его реализации используются специальные приемы, помогающие сформировать смысловую структуру высказывания, выстроить его логическую последовательность.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления, поэтому, логопедическая работа тесно связана с работой по формированию мыслительных процессов учащегося.

Коррекционное развитие связной речи младших школьников с умственной отсталостью ведется по следующим направлениям:

  1. Развитие моторных функций. Они оказывают воздействие на мышления и речевого аппарата. Поэтому, используется система упражнений на развитие моторики пальцев рук: логопедический массаж, пальчиковые игры, пальчиковый театр, упражнения по обводке контуров, пальчиковая гимнастика, рисование в воздухе, вырезание фигур из бумаги.
  2. Формирование навыков восприятия и понимания речи. Учащиеся должны воспринимать обращенную к ним речь, выполнять указания в деятельности.
  3. Формирование желания в общении и стремления к нему. Здесь оказывается воздействие на мотивационную сферу учащегося, исходя из его потребностей и интересов.
  4. Развитие основ звукопроизношения. Развивается артикуляционный аппарат и отрабатывается произношение всех звуков.
  5. Формирование фразовой речи. Происходит обучение проговариванию по картинкам, составлению предложений по определенным параметрам.
  6. Развитие диалогической речи учащегося. Дети учатся ставить вопросы, отвечать на них, заводить разговор, обращаться за помощью, поддерживать беседу.
  7. Развитие монологической речи учащегося. Формируются навыки составления самостоятельного высказывания, свободного изложения материала.

Этапы коррекционной работы по формированию навыков общения у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Развитие навыков общения учащихся начальной школы, имеющих интеллектуальные нарушения в легкой форме, представляет собой поэтапную работу. Общение формируется входе следующей последовательности действий:

  1. Диагностика уровня развития общения в коллективе и у конкретных учащихся. Проводится наблюдение за детьми, беседы с ними и с их родителями, выявляются их коммуникативные навыки.
  2. Разделение учащихся на группы для формирования дифференцированной коррекционной работы. На основании диагностики дети делятся на группы по специфическим признакам речевых и коммуникативных нарушений.
  3. Разработка программы коррекционного коммуникативного развития.
  4. Применение программ коррекционного развития навыков общения детей. программы опираются на применение игровых методов обучения, использование логопедической терапии, куклотерапии, арттерапии и иных современных и традиционных методов и форм речевого развития.
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot