Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология вероятностного образования

Вероятностное образование (Лобок А. М.)

Основная идея программы заключается в формировании авторской позиции ребенка и помощи ребенку в обретении способности заявить о себе в мире культуры и вести с ней диалог. Программа призвана развивать потребность самореализации в разных сферах и формах культуры, в первую очередь, в математике и лингвистике, формировать у младших школьников письмо в качестве авторского самовыражения и индивидуальной языковой интуиции, то есть проявление литературных способностей.

На первый план программы выведен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программы. Сущность образования – наследие. Дети ценны своими индивидуальными чертами. Образование является миром, стоящим между личностью детей и взрослых, является древнейшим порождением цивилизации, то есть насилием над личностно-индивидуальным бытием человека. Ценность образования заключается в том, что именно оно является полем, на котором будет зреть «Я-концепция» личности. Рассматривая феномен образования в качестве совершенно гениального культурного изобретения и в качестве неизбежного зла, необходимо учиться эффективному взаимодействию с ним.

Основной проблемой является вход в образование, то есть начальная школа. Здесь радикально изменяется позиция ребенка – от своей логики взаимоотношений с миром, от своего «Я» ему нужно перейти на другую логику образования. Начальная школа является звеном в рамках которого идет заложение в первую очередь образно-интуитивных механизмов мышления, и только на следующем этапе наступает период формирования непосредственно понятийных структур.

Обучение выстраивается на основании принципа вероятности. Под вероятностью понимают:

  • степень возможности осуществления того или иного события, которое может произойти или не произойти. Вероятность достоверного события – 1, невозможного – 0;
  • фундаментальность принципа самой жизни, внутри которой каждое событие совершается с некоторой степенью неопределенности или вероятности.

Потенциальные возможности детей реализуются в обучении таким образом, что ни сам ребенок, ни кто-то другой не могут предсказать результат. В учебном процессе, то есть уроке невозможно предсказать моменты, в которых ребенок непосредственно столкнется с культурой. Отрицание жесткого плана урока, допущение определенной вероятности определенных событий, которые могут в нем произойти. Вероятностным подходом к учебному процессу предполагается:

«Технология вероятностного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • что педагогическое искусство заключается не столько в следовании пошаговому расписанию действий, сколько в удержании широкого культурного пространства в процессе диалога с разными детскими мнениями;
  • ориентирование на использование метода проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания, то есть поиск истины;
  • учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой учащиеся.

Особенности обучения заключаются не в том, чтобы заниматься трансляцией знаний, а в осуществлении множественной проблематизации, которая максимально провоцирует ребенка к самостоятельному движению в культурном пространстве.

Еще одна проблема школьного образования – обучение детей с разным уровнем готовности к школе. Центр образовательного пространства представлен не уроком-схемой, то есть трансляцией или репродуцированием, уроком-событием, уроком-актом культуры, уроком-текстом культуры.

Особенности урока можно охарактеризовать атмосферой смехового, каламбурного обыгрывания ситуаций. На уроках ученики обретают уверенность в собственных силах. Следует использовать такой метод, как культ черновика, то есть все написанное может сохраняться и дорабатываться, создается сверхценное отношение к черновику. Отсутствие отметок, а также создание атмосферы восприятия ошибок в качестве нормы.

Основные шаги технологии

Содержание образования заключается не в транслировании знаний, а во множественной проблематизации, поэтому можно выделить следующие основные шаги рассматриваемой технологии:

  • провоцировать ребенка высказываться, чтобы развивать речевую активность;
  • тормозить речевой акт;
  • вводить стихи – демонстрировать тайную поэтику текста;
  • упражнение «учитель-эхо» направлено на формирование рефлексивного эффекта – ребенок сам чувствует, как выстраивается речь;
  • упражнение «учитель-машина для записи речи учащегося» – внутренняя редактура текста, который диктуется ребенком;
  • упражнение: учащийся идентифицирует записанные учителем строки, слоги и пр.;
  • узнавание букв не в качестве бессмысленной абстракции, а в качестве необходимого рабочего инструмента;
  • спонтанное начало чтение (первый психологический барьер);
  • спровоцировать начало письма (второй психологический барьер);
  • письмо фразами;
  • сочинять стихи без рифмы на основании образности;
  • использовать богатство жизненной информационной среды ребенка, провоцировать потребность обогащения лингвистического багажа;
  • читать сразу стихи.

Логику усвоения математики можно объяснить как понимающую математику. Главная цель – сформировать структуру математического мышления, а не навыки вычисления. Через принципиально новые типы задач и графических построений у детей идет формирование глубинных математических образов – числа, величины, равенства, положительного и отрицательного, а также образов разных арифметических операций.

В третьем классе дети уже могут совершать сложные алгебраические преобразования, демонстрируя высокий уровень математического понимания сущности преобразований. Уже при опоре на алгебраические структуры формируются чисто вычислительные навыки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot