Особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, благодаря которым обеспечивается эффективное взаимодействие и общение с людьми при выполнении совместной деятельности.
Основа коммуникативных способностей, по мнению Л.В. Чернецкой – три взаимосвязанных компонента:
- первый – область желания, представленная потребностью общаться, которой и побуждается вступление ребенка в контакт с окружающими. Общение без желания не может осуществляться;
- второй – область знания, включающая представление о нормах и правилах успешного общения. Знания детей формируются при общении с окружающими взрослыми, с которых ребенок берет пример;
- третий – область умений – способность общаться, включающая навык правильного формулирования сообщения и привлечения внимания собеседника.
При наличии всех трех компонентов можно говорить о высоком уровне развития коммуникативных способностей ребенка. При переходе от старшего дошкольного возраста в младшему школьному, сформированность коммуникативных способностей приобретает особое значение. В современном мире сформированность навыков общения и их диагностика стали одним из приоритетных направлений для педагогов, психологов и специалистов детского сада.
В возрасте 6-7 лет у детей отмечается резкое возрастание доброжелательности по отношению к сверстникам, проявление навыков взаимопомощи. Дошкольники могут рассказать о себе и обратиться к ровеснику с вопросом.
Большинству старших дошкольников интересны действия сверстников. Иногда, действуя против правил игры, они стремятся подсказывать правильное решение проблемы.
Не редко у старших дошкольников проявляется потребность естественного и бескорыстного желания оказывать помощь сверстникам, уступать им и дарить подарки. Большинство детей в этом возрасте могут радоваться успехам ровесников, сопереживать их неудачам. Это говорит о том, что дети не только сравнивают ровесников с собой и делают выбор в пользу сотрудничества, но и могут дать оценку сверстнику, увидеть его индивидуальность, испытать интерес к его личности.
Развитие коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте
Эффективность развития у старшего дошкольника коммуникативных способностей зависит от того, как педагог строит общение и взаимодействие, помогает ли это ребенку решить некоторые коммуникативные задачи, насколько хорошо он разбирается в этих ситуациях и отбирает возможные способы.
Не любая деятельность, в которую оказывается включен ребенок, автоматически формирует и развивает коммуникативные способности. Чтобы реальность оказывала позитивное воздействие на развитие способностей, ей необходимо соответствовать некоторому набору требований, связанных с методом стимулирования деятельности и поведения.
- во-первых, деятельность должна помогать проявлению у ребенка сильных, устойчивых положительных эмоций и удовольствия;
- во-вторых, деятельность ребенка должна быть максимально творческой;
- в-третьих, необходимо организовывать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели, немного превышающие доступные ему ресурсы, уровень производительности, который уже им достигнут.
С целью развивать коммуникативные способности у детей используют различные методические приемы.
Методический прием – это часть метода, отдельное воздействие, которое направляется на конкретное улучшение какого-либо процесса.
Один из популярных приемов стимулирования потребности в речевом общении – похвала, позитивное подкрепление достижений детей. Полезно напоминать о достижениях ребенка при других педагогах, психологах и его родителях. В детском саду коммуникативные способности развивают в разных видах деятельности, в частности, к ним относятся:
- изобразительная деятельность – помогает ребенку практически осваивать реальное социальное пространство – символическими действиями и замещениями ребенок учится разбираться во взаимоотношениях между людьми. При создании коллективной работы, дети общаются, приходят к совместному решению и обсуждают полученные результаты;
- музыкальное воспитание – может активизировать ребенка, помогать ему в преододении неблагоприятных установок, нормализовать эмоциональное состояние. Музыка способствует установлению хороших взаимоотношений между педагогом и ребенком, между одногруппниками, развивает внутренний контроль и повышает самооценку;
- трудовая деятельность – помогает поддерживать в детях интерес к деятельности, осуществляя их разностороннее развитие. При выполнении элементарных трудовых обязанностей, дети общаются, учатся договариваться и обсуждать достигнутые победы;
- чтение книг – при знакомстве со сказками, дети в образной форме получают представления о возможных проблемах человека и способах их решения. Из сказок дети бессознательно накапливают некоторый багаж действий в разных жизненных обстоятельствах. Коммуникативные навыки развиваются при анализе сказки, ее обсуждении;
- непосредственная коммуникативная деятельность – старшие дошкольники используют слово в качестве ведущего средства общения. Основное целью речевого развития выступает освоение родного языка;
- игровая деятельность – одно из эффективных средств коммуникативного развития старших дошкольников, так как именно игры оказывают комплексное влияние на обогащение словаря детей, грамматику, связность речи и вызывают у детей интерес. Вместе с играми, которые имеют широкое общеразвивающее значение, в развитии коммуникативных способностей особую роль играют дидактические игры. Они помогают решать вопросы активизации и конкретизации той или иной грамматической формы, помогают детям осваивать сложные формы словоизменений – изменения падежа, числа, согласование по роду и пр., а также способы образования слов.
Игры и упражнения стимулируют детскую поисковую активность в области грамматики, развивают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к словам и элементарные формы осознания языковой действительности.