Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие коммуникативной функции речи дошкольников с ДЦП в разных видах деятельности

Определение 1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это комплекс нарушений моторных функций организма и иных отклонений, сопутствующего характера, вызванных неврологическими расстройствами и повреждениями головного мозга.

Данные отклонения имеют неврологическую симптоматику и вызвано разнообразными причинами, влияющими на внутриутробное формирование мозга ребенка или его созревание на начальном этапе жизнедеятельности.

ДЦП имеет, как разные причины возникновения, так и различную симптоматику и степень проявления заболевания. ДЦП вызывает различные двигательные нарушения, сбои в работе моторного аппарата, что приводит к дефектам речи. Речь ребенка с ДЦП требует особого внимания для ее нормального, полноценного развития или, хотя бы, сглаживания, имеющихся дефектов и создание возможности для общения и социального взаимодействия.

Особенности развития коммуникативных речевых навыков у детей с ДЦП

К основным особенностям развития речи, а точнее ее коммуникативных свойств, у ребенка с ДЦП относятся следующие:

  1. Навыки коммуникации имеют неравномерное развитие. Первоначально мотивы, затем формы и потребности в общении. Что касается средств коммуникации, то они развиваются в последнюю очередь и могут сильно отставать от их коммуникативных компонентов.
  2. Сбои в работе артикуляционного аппарата, проблемы с координацией движения желают речь ребенка с ДЦП неясной для восприятия и понимания не только сверстников, но и взрослых.
  3. Свои эмоции и чувства ребенок с ДЦП не умеет правильно выражать, посредством речи.
  4. Первые три года жизни ребенок с ДЦП ведет пассивную жизнь: он не спешит и не стремиться устанавливать коммуникативные связи со взрослыми.
  5. Установление коммуникативных связей в раннем возрасте возможно только при усиленном воздействии на ребенка и непрерывной эффективной коррекционной терапии.
  6. Редкое использование экспрессивной речи и мимики и активное применение жестикуляции в общении.
  7. Неверное восприятие жестов ребенка, обусловленное сбоями в работе его координации и артикуляции приводит к нежеланию ребенка повторять попытки установления контактов.
  8. Процесс коммуникации требует тщательной мотивации.
  9. У детей с ДЦП, как правило, отсутствует стремление и желание делиться своими эмоциями и впечатлениями.
  10. Сложности с развитием навыков невербального общения.
  11. Слабо выраженная потребность в общении до трех-четырех летнего возраста. Это вызвано сбоями в работе сенсомоторных функций и социальной изоляцией ребенка.
«Развитие коммуникативной функции речи дошкольников с ДЦП в разных видах деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Речевые дефекты ребенка с ДЦП определяются тяжестью его заболевания, наличием сопутствующих отклонений в развитии и гендерной принадлежностью.

Речевые нарушения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Средства общения ребенка с ДЦП сильно отстают от нормального развития, поскольку коммуникативная активность ребенка практически не развита, и моторика оказывается либо совсем неразвитой, либо развитой недостаточно для речевого общения и взаимодействия.

Условия эффективной коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками, имеющими ДЦП

Чтобы развить и активизировать навыки коммуникации ребенка дошкольного возраста, имеющего разные формы ДЦП, следует соблюдать ряд условий:

  1. Учет специфики личностного развития ребенка с ДЦП и его речевой деятельности, работы познавательных процессов и системы координации во время формирования его коммуникативных функций речи.
  2. Привлечение детей к интересной, мотивированной деятельности, которая соответствует его двигательным, интеллектуальным и речевым возможностям.
  3. Поэтапная работа по формированию коммуникации.
  4. Постепенный подбор коммуникативных средств для реализации навыков речевой коммуникации.
  5. Формирование навыков активности и проявления самостоятельности в установлении коммуникативных связей.
  6. Оказание помощи в использовании ребенком рациональных и адекватных средств общения.
  7. Использование комплексного подхода к развитию коммуникативных навыков во всех направлениях деятельности.

Приемы развития речевого восприятия у детей с ДЦП

Наиболее оптимальным и продуктивным методом формирования системы речевой коммуникации ребенка с ДЦП, выступают игровые формы и методы коррекционной работы. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. С помощью игр, открываются возможности мотивации общения и коммуникативного взаимодействия.

Чтобы активизировать разговорную речь ребенка с ДЦП, необходимо первоначально обучить его пониманию речи. Это устранит многие проблемы в установлении контактов ребенка.

К основным приемам развития навыков речевого восприятия и понимания речи ребенком с ДЦП, относятся следующие:

  1. Использование простой гимнастики в игровой форме. Сюда входит «игра в ладушки», выполнение движений руками: дай, на, положи, возьми, подними руку, опусти руку, покажи, что в руке и др.
  2. Игры «в прятки», «ку-ку», «сорока-белобока».
  3. Задавание вопроса; «Где?» для нахождения конкретного объекта или предмета. Ребенок должен научиться воспринимать себя по имени, откликаться, понимать о каком предмете идет речь, когда спрашивают, где он находится.
  4. Просьба дать конкретный объект. Взрослый просит «Дай мне…» . ребенок должен понять о чем идет речь и дать этот объект, игрушку.
  5. Совершение различных действий с игрушками по инструкции.

Использование игр на сочетание речи с движениями

Активизация коммуникативной функции речи дошкольников с ДЦП требует применения таких игр, которые одновременно задействуют речь и движения. Это особенно актуально при наличии координационных нарушений.

К таким играм относятся:

  1. «Ладушки». Эта игра позволяет активизировать работу ладоней, раскрывая их полностью, способствует восприятию речи на слух и контактированию со взрослым, который управляет ладонями ребенка или выполняет движения совместно с ним.
  2. Игры у зеркала, на подражание. Они ориентированы на узнавание своего тела и его отдельных частей.
  3. Стимулирование активной речи, посредством применения лепетания, вызова физиологических повторений звуков.
  4. Игра «перекличка». Необходимо поочередно произносить звуки или отдельные слова с ребенком.
  5. Произношение звуков, которые доступны уровню развитости артикуляционного аппарата ребенка. Он стремится повторять звуки точно подражая его эталонному произношению.
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot