Художественное образование – это целенаправленная деятельность, ориентированная на развитие навыков художественной деятельности и усвоения основ художественного искусства, его постижение и духовное понимание, а также раскрытие творческого потенциала личности.
Художественное образование неразрывно связано с эстетическим воспитанием. По сути, постижение художественной деятельности, искусства осуществляется в ходе эстетического развития человека.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный организованный процесс, ориентированный на формирования эстетического сознания, любви к прекрасному, чувства вкуса и усвоение принципов эстетического поведения.
Художественное образование и эстетическое воспитание развиваются и приобретают конкретные черты, в зависимости от этапа социально-экономического развития общества. Рассмотрим особенности этих процессов в период существования Советского союза.
Художественное образование и эстетическое воспитание в 20-30-е годы XX столетия
Основной тенденцией развития художественного образования после революции 1917 года и становления Советского государства, стало его ослабление. Формированию художественных начал и творческому развитию личности, практически, не отводилось место в новых образовательных программах.
Советское образование утратило связи с традиционной системой обучения, существовавшей ранее в Российской империи. Это затронуло и изобразительное искусство: методики обучения рисованию совершенно не отвечали целевому назначению дисциплины, не способствовали развитию личности учащегося, не говоря уже о раскрытии его творческого потенциала. Художественные дисциплины общей школы не просто ничего не давали умственному развитию ребенка, не прививали никаких художественных умений и взглядов, но и мешали эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Постепенно, проблемы художественного воспитания стали рассматриваться учеными. В систему образования были введены новые методики организации художественного обучения. В 20-е годы, наиболее актуальными из них стали следующие:
Методика развития свободного творчества. Она заключалась в том, что процесс обучения и ознакомления ребенка с художественным творчеством не предполагал применения каких-то определенных приемов и средств. Последователем данных взглядов на художественное развитие был А.В. Бакушинский. Он считал, что художественные способности, творческое начало заложено в каждом человеке генетически. Чтобы раскрыть творческий потенциал, педагогу не следует вмешиваться в творческий процесс, а дать ребенку полную свободу в самовыражении, в использовании своего творческого потенциала в различных направлениях художественной деятельности. последователи этой теории утверждали, что в учебном учреждении, обучение художественному искусству, эстетическое воспитание не должно быть регламентированным. Детей не следует знакомить с основами и правилами искусства. Эстетическое развитие ребенка должно быть естественным и свободным.
Комплексное обучение. Оно заключалось в том, что обучение художественному искусству предполагало использование различных средств и методов, которые должны были развить у учащихся навыки изобразительного искусства и иных направлений творческой деятельности. Последователем данной теории была Н.К. Крупская. Она полностью отвергала взгляды последователей теории «свободного творчества» и выступала за осмысленный процесс художественного развития ребенка. Эстетическое воспитание, по мнению Крупской, должно быть организованным и направленным. При этом, в системе художественного обучения должно отводится место для художественного самовыражения ребенка и проявления своего взгляда на мир в нем.
В течение 20-х годов XX столетия, система художественного образования Советского союза постепенно развивалась и расширялась. К концу рассматриваемого периода, она стала ориентированной на профессионализацию т.е. получение профессионального художественного образования гражданами. Как и вся система образования СССР, она была многоуровневой. Количество и значимость художественных учебных учреждений росло. Появились первые художественные институты, в которых осуществлялось обучение дизайну, фотографии, театральному искусству, кинематографии.
Расцвет художественного образования и эстетического воспитания в 70-е годы XX столетия
В 70-е годы XX века, в Советском Союзе наблюдается подъем художественного образования. Он был обусловлен осознанием значимости эстетического воспитания и расширением его влияния.
Эстетическое развитие учащихся осуществлялось в его тесном взаимодействии с нравственным, интеллектуальным, физическим, трудовым и идейным развитием. Оно стало составным компонентом воспитательного процесса, без которого не предполагалось его существования.
Эстетическое воспитания данного временного периода имело свои особенности:
- Осмысление эстетической стороны действительности рассматривалось, как индивидуальное дело, касающееся эмоциональной стороны личности.
- Эстетические чувства выступают отражением потребностей, стремлений, взглядов, идей, убеждений личности.
- Использование в воспитании таких форм и методов, которые ориентированы на развитие у индивида чувства прекрасного, интереса к искусству, художественному творчеству. Таким методом стала лекционная пропаганда искусства, носившая массовый характер.
- Продуктивным методом эстетического воспитания становится самостоятельное приобщение к миру искусства, через чтение художественных произведений, посещения учреждений культуры, организации литературных вечеров на производственных предприятиях.
- Введение курса эстетики в высших учебных заведениях.
- Организация эстетической пропаганды среди молодежи способствует их пониманию закономерностей развития художественного творчества, осознанному восприятию мира искусства, формированию художественного вкуса, уважения к искусству, восхищения его творениями и авторами.
В этот период, в системе общего образования была разработана новая программа художественного обучения, включающая музыкальное развитие учащихся, дисциплины «Изобразительное искусство» и «Художественный труд». В высших учебных заведениях, готовящих будущих педагогов была введена дисциплина «Мировая художественная культура».
С 1980-х годов в стране создаются центры эстетического воспитания и формируется сеть школ искусств.