Особенности досуговой деятельности
Досуговое мероприятие – это специально организованное мероприятие, направленное на удовлетворение разнообразных потребностей личности, реализуемое вне иных видов деятельности (в свободное время).
Досуговые мероприятие применяются в образовательном процессе в качестве воспитательного и развивающего средства. Они позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, заняться интересным делом, проявить свои умения в конкретной области деятельности и реализовать свои потребности, которые не были реализованы в ходе учебной деятельности.
Досуговая деятельность и ее организация является важным условием полноценного развития личности, способом формирования характера ребенка и раскрытия его творческого потенциала.
Составление досуговой программы имеет свои особенности. Оно отличается от проектирования образовательной программы. Это обусловлено самой спецификой досуговой деятельности и ее отличиями от образовательной программы.
Досуговая деятельность реализуется во внеурочное время и, как правило, в форме внеклассных мероприятий. Досуговые программы отличаются от образовательных следующими параметрами:
- Содержание программы составляется, исходя из потребностей и интересов детей конкретной возрастной группы и воспитательных задач, которые она должна решить.
- Получение знаний и навыков детьми при освоении программы реализуется, посредством их самостоятельной деятельности и выполнения работы совместно со взрослыми.
- В досуговой деятельности могут принимать участие не только педагоги и учащиеся, но и их родители и иные заинтересованные лица.
- При реализации досуговой деятельности учащимся дается большой спектр ролей, которые они исполняют т.е. роль учащегося уходит на второй план и осваиваются роли организатора деятельности, художника, исследователя, изобретателя, аналитика и др. Каждый ребенок становится творцом каких-то продуктов.
- Досуговые программы включают в свой состав разнообразные виды деятельности: праздники, игры, театральное творчество, конкурсы, экспериментальную деятельность, наблюдения, различные зрелища и др.
Основы формирования досуговой программы для учащихся
Проектирование досуговой программы для учащихся и воспитанников включает в себя постановку целей реализации досуговой деятельности, определение ее содержание и компетенции учащихся, формируемые в ходе ее выполнения. Содержание досуговой деятельности носит вариативный характер и меняется в зависимости от уровня образования, на котором она реализуется, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Подготовка досуговой программы реализуется поэтапно. Каждый этап является разделом содержания досуговой деятельности и отражением ее сущности.
Составление досуговой программы реализуется в течение следующих этапов:
- Обоснование выбора данной программы. Здесь, отражается актуальность реализации данной программы т.е. конкретной досуговой деятельности и ее целевого назначения в данный временной период и в конкретной возрастной группе. На этом этапе осуществляется разработка следующих разделов программы:
- Определение количества участников досуговой деятельности, их ролей и обязанностей в ней;
- Определение темы деятельности;
- Определение целевого назначения досуговой деятельности и постановка ее задач;
- Определение аудитории, которую затронет данная программа;
Определение формы реализации досуговой деятельности, времени и места ее реализации, оптимальных условий проведения.
Разработка сценария досуговой программы. Сценарий программы включает в себя организационные моменты ее реализации и последовательность действий ее участников. При этом, сценарий не всегда может охватывать всю досуговую деятельность и быть полноценно реализован. Он является отражением структуры деятельности и порядка ее проведения. По ходу реализации деятельности, в зависимости от ее вида, могут быть внесены коррективы ее участниками. Таким образом, сценарий досуговой программы включает в себя определение ее композиционной структуры. Она состоит из следующих компонентов:
Экспозиция – это завязка досуговой деятельности. Она является отражением правил будущей деятельности, ее основ т.е. это знакомство наблюдателей с представлением – пояснение того, что им предстоит наблюдать;
- Завязка – развитие досугового действия т.е. то, с чего все начинается;
- Кульминация – это пик напряжения досуговой деятельности, который помогает в раскрытии сути представления и является шагом к развязке;
- Развязка – завершение досугового действия т.е. то, чем заканчивается деятельность – решается проблемная ситуация, завершается театральная постановка или мероприятие и т.д.;
- Финал – эмоционально-смысловое завершение досуговой деятельности. В финале подводится итог реализации деятельности т.е., по сути, он выступает эпилогом досугового действия, в котором оно оценивается и анализируется.
Данные компоненты характерны для сценариев всех видов досуговой деятельности. Единственное, конфликтный аспект может отсутствовать. К примеру, он не актуален для игр, конкурсов, концертов.
Составление проекта досугового мероприятия
Проект досугового мероприятия начинается с определения целей его проведения. Вообще, любое досуговое мероприятия направлено на общее культурное, духовно-нравственное и эстетическое развитие ребенка. При этом, досуговая деятельность ориентируется на реализацию творческого потенциала каждого отдельного ребенка и предоставление ему возможностей для раскрытия в том виде деятельности, который ему интересен, к которому у него имеются склонности.
Содержание досуговой деятельности может быть связано с:
- Приобщение воспитанников к культуре;
- Развитием креативного мышления и творческого видения окружающего мира;
- Развитием разнообразных способностей ребенка;
- Постижением искусства трудовой деятельности, культуры общения, поведения, социального взаимодействия;
- Воспитанием нравственных ориентиров деятельности ребенка;
- Развитием навыков организации интересной досуговой деятельности у детей разных возрастных групп;
- Постижением детьми культуры трудовой, бытовой и иных видов деятельности.
Содержание досугового мероприятия реализуется в опоре на принципы индивидуализации обучения и знание возрастных особенностей развития детей, специфики интересов и потребностей в конкретный возрастной период развития.