Старший воспитатель в ДОУ, его функции
На сегодняшний день к старшим воспитателям ДОУ, которые несут ответственность за организацию и контроль педагогического процесса, координируют деятельность всех специалистов ДОУ, предъявляют особенно высокие требования. Это затрагивает не только уровень их профессиональной компетенции, но и их личностные качества.
К перечню основных обязанностей старшего воспитателя детского сада относят руководство деятельностью всех педагогов, которые работают с воспитанниками ДОУ. Он организует и проводит педсоветы, родительские собрания и остальные мероприятия, запланированные в ДОУ.
В наши дни основной работой старшего воспитателя выступает работа с педагогическими кадрами, то есть он оказывает опосредованное воздействие на качество и результаты деятельности всего детского сада через воспитателей. Старшему воспитателю необходимо уметь демонстрировать приемы воспитания, объяснить на практике методику, при необходимости активно включиться в процесс педагогической деятельности, а для этого он должен не менее 2/3 времени находиться в группах, наблюдая, оценивая и корректируя работу воспитателей. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, то старший воспитатель должен обязательно идти вместе с детьми и воспитателями и принимать на себя часть организационной деятельности.
Два раза в год старший воспитатель вместе с воспитателями проводит мониторинг уровня освоения программы каждым ребенком.
Старший воспитатель участвует в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя, помогает создавать хороший психологический климат внутри коллектива сотрудников детского сада.
К обязанностям старшего воспитателя относят также ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограммы, различные мониторинги и масса другого.
Ему необходимо следить за уровнем образования педагогических работников, своевременно отправлять их на повышение квалификации, помогать готовиться к прохождению аттестации, а также привлекать воспитателей к участию в разного рода мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровнях.
Основные направления деятельности старшего воспитателя
Старший воспитатель осуществляет деятельность, направленную на повышение качества образовательного процесса.
Старший воспитатель составляет:
- годовой план работы ДОУ;
- перспективный план по разделам программы;
- перспективный план по разным направлениям деятельности ДОУ;
- перспективный и календарный план деятельности старшего воспитателя.
Одно из условий полноценного планирования – мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения, включающий в себя следующую необходимую информацию:
- степень выполнения и усвоения воспитанниками программного материала по всем направлениям деятельности;
- уровень готовности воспитанников подготовительных групп обучаться в школе;
- мониторинг участия педагогов в разнообразных методических мероприятиях;
- создание условий комфортного пребывания детей и пр.
Организация воспитательно-образовательного процесса состоит из:
- распределения видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- организации работы педагогов;
- обеспечения выполнения программы;
- постоянного анализа состояния учебно-методической и воспитательной работы, а также принятия на его основании конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа старшего воспитателя с педагогами и родителями
Работа с коллективом ДОУ крайне разнообразна и включает ряд следующих направлений:
- анкетирование;
- консультации разных видов: индивидуальные, групповые и пр.;
- организация педагогических советов, семинаров, практикумов и других форм организационно-методических мероприятий;
- открытые просмотры ООД и взаимные посещения занятий с их дальнейшим обсуждением;
- обмен опытом, представленный наставничеством или педагогической практикой;
- работа педагогов в методических объединениях;
- повышение уровня квалификации педагогов.
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов. Он включает следующие мероприятия:
- систематическая проверка планов учебно-воспитательной работы;
- посещение в соответствии с графиком ООД занятий в группах;
- слежение за тем, как выполняются годовой план работы, решения, которые принимаются на заседаниях педсовета.
Безусловно, каждое контрольное мероприятие должно логически завершаться обсуждением, рекомендациями, поощрением, выявлением и внедрением опыта работы.
Работа с родителями и социумом является важным направлением в деятельности старших воспитателей, которое предполагает следующие действия:
- информирование родителей во время родительских собраний, касательно содержания работы с детьми по разным разделам рабочей программы;
- изготовление стендов, папок-передвижек, которые посвящаются воспитанию в семье и пр.;
- нормализация отношений с учреждениями социально-культурной деятельности.
Создание предметно-развивающей среды подразумевает следующие действия:
- организовать пространство методического кабинета;
- приобретать пособия, методическую литературу, игрушки;
- оформлять стенды и выставки.
Старший воспитатель современного ДОУ является специалистом, экспертом-аналитиком, готовым работать в изменяющемся современном режиме и умеющий организовывать инновационную и экспериментальную деятельность в своем дошкольном образовательном учреждении, а также владеющий новыми современными информационными технологиями. Самое важное, что старший воспитатель должен любить свою профессию и детей.