Цель работы социального педагога с неполными семьями
Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя и одного или нескольких несовершеннолетних детей. Отдельно выделяют категорию функционально неполных семей, в которых профессиональные причины вызывают вынужденное отсутствие в семье одного из родителей.
Основная цель работы социального педагога с неполными семьями – оказывать помощь детям в ходе их социализации и создать условия для их самореализации в обществе. Чтобы достичь поставленную цель, специалисту, который осуществляет социально-педагогическую работу с неполными семьями, нужно:
- осуществить деятельность, направленную на изучение детской личности и окружающих ребенка людей, анализировать воздействие социальной среды на формирование детской личности;
- дать прогноз развития проблемы и ее решения в ходе воспитания детей;
- организовать взаимодействие каждого члена неполной семьи на основании диалога;
- помогать исправлять ошибки воспитания, негативно влияющие на развитие детской личности;
- помогать матери и детям из неполной семьи находить и реализовывать себя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполных семей;
- оказывать помощь в области эмоционально-психологического здоровья;
- формировать нравственную и правовую устойчивость членов неполных семей.
Иными словами, специалист, который работает с неполными семьями, выполняет следующие действия:
- информирование о важности и возможных методах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии детей, дает педагогические советы по воспитанию детей;
- консультирование по вопросам семейного законодательства и межличностного взаимодействия в неполных семьях, информирование о существующих методах воспитания;
- разъяснение родителю способов создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания детей в неполной семье;
- защита прав ребенка, если он столкнулся с полной деградацией личности своего родителя и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствия внимания с его стороны.
Деятельность специалиста, который осуществляет социально-педагогическую работу с неполными семьями, предполагает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательная, психологическая, посредническая.
Образовательная составляющая состоит из двух направлений деятельности социального педагога – помощи в обучении и помощи в воспитании.
В ходе реализации образовательного, психологического и посреднического компонентов социально-педагогической помощи, специалист, который осуществляет работу с семьей, может использовать краткосрочные и долгосрочные формы работы. Краткосрочные формы работы представлены кризисинтервентными и проблемно-ориентированными моделями взаимодействия.
Кризисинтервентной моделью работы с неполной семьей предполагается возможность оказывать помощь в непосредственно кризисной ситуации, обусловленной изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Эффект психологической поддержки может быть достигнут индивидуальными беседами. Также неполную семью можно вовлечь в программу семейной терапии и обучающие тренинги, цель которых – улучшить общение членов неполной семьи и решать скрытые проблемы, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Ведущий метод проблемно-ориентированной модели – составление контракта социального педагога с конкретным представителем неполной семьи. При составлении контракта роль неполной семьи заключается в определении желательных и осуществимых целей и задач предстоящей деятельности. Роль социального педагога заключается в определении предельных сроков, который будут обязательными как для него, так и для неполной семьи. Совместной работой над договором поощряется активное участие неполной семьи в выработке его условий, вовлечение ее в процесс принятия решений.
Долгосрочными формами работы предполагается продолжительное общение с клиентами (более 4х месяцев), обычно они базируются на психосоциальном подходе. К основным задачам психосоциального подхода относят изменение данной семейной системы, адаптация ее к выполнению своей специфической функции, или изменение ситуации – других общественных систем, или воздействие на то и другое одновременно.
Также можно использовать ряд групповых методов работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг является сочетанием многих приемов индивидуальной и групповой работы и представляет один из самых перспективных методов решения проблем психолого-педагогического образования родителя. Образовательные тренинги должны развивать умения и навыки, помогающие представителям неполных семей учиться управлять своей микросредой, помогают выбрать конструктивные жизненные цели и конструктивное взаимодействие. Консультативную беседу и образовательный тренинг используют в долгосрочных и краткосрочных формах работы.
Методы работы социального педагога с неполной семьей
На основании поставленных целей, социальный педагог может пользоваться различными методами работы с семьей.
К основным методами работы с неполной семьей относят:
- метод педагогического просвещения родителей, педагогов и воспитанников;
- социально-педагогическое консультирование;
- патронаж, то есть посещение семей на дому;
- посредничество – предполагает взаимодействие образовательного учреждения с семьями и социальными институтами, правоохранительными и правозащитными органами по защите прав детей, приобщение родителей к активному участию в жизни группы и образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
- административное и уголовное воздействие на родителей, которые уклоняются от воспитания собственных детей или оказывают на них негативное воздействие.
При работе с семьей социальный педагог выступает обычно в одной из трех ролей: советника, защитника, консультанта.