Понятие и сущность ПМПК
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) – это объединение специалистов определенного образовательного учреждения, созданное для того, чтобы заниматься изучением (исследованием) личности ребенка с учетом всех ее параметров.
Под исследованием личности ребенка понимается изучение психического и психологического развития ребенка, его здоровья, а также оптимальности того педагогического воздействия, которое оказывается на личность ребенка в рамках образовательного учреждения.
ПМПК осуществляет комплексное и всестороннее исследование, и последующее сопровождение детей. Дети, с которыми работают специалисты ПМПК, в основном имеют проблемы с адаптацией в условиях образовательного учреждения, различные виды нарушений и отклонений в развитии.
Таким образом, в рамках ПМПК объединены усилия одновременно нескольких специалистов, для решения проблем воспитания, обучения и полноценного развития детей всех возрастов, в рамках конкретного образовательного учреждения.
Основная цель ПМПК – обеспечение диагностического, коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии.
Помощь детям со стороны ПМПК осуществляется на основании выявленных проблем, а также с учетом возможностей образовательного учреждения. При работе с детьми специалисты ПМПК опираются на возрастные возможности и потребности детей.
Задачи ПМПК:
- Своевременная диагностика отклонений в развитии у детей
- Выявление у каждого ребенка его актуальных и резервных возможностей
- Осуществление подготовки необходимой документации, для реализации своевременной коррекционной помощи ребенку, в рамках образовательного учреждения
- Установление детей, которые нуждаются в дополнительной помощи психолога, дефектолога, логопеда и т.д.
- Осуществление анализа развития и процесса обучения тех детей, которые не имеют проблем в развитии (по просьбе родителей или опекунов, педагогов, воспитателей)
- Разработка рекомендаций для родителей, педагогов, воспитателей и методистов, направленных на оказание коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в развитии
- Обеспечение индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с отклонениями развития
- Организация индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями
- Осуществление отслеживания изменений в развитии детей и определение эффективности реализуемой коррекционной и развивающей программы
- Определение уровня подготовленности детей к обучению в школе, выявление детей, которые в последующем входят в «группу риска» по развитию
- Создание в рамках конкретного образовательного учреждения адекватных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
- Осуществление профилактической работы по предупреждению физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузки детей
- Ведение специальной документации, которая отражает актуальное состояние развития ребенка и его динамику
- Осуществление эффективного взаимодействия между специалистами ПМПК и педагогическим коллективом образовательного учреждения
Организация ПМПК
Деятельность ПМПК организуется на базе образовательного учреждения, вне зависимости от его вида и типа, утверждается приказом руководителя учреждения.
Общее руководство ПМПК осуществляет руководитель образовательного учреждения.
В процессе реализации своей деятельности ПМПК сотрудничает со всеми структурными подразделениями и специалистами учреждения.
Основная деятельность ПМПК заключается в:
- ознакомлении субъектов образовательного учреждения с особенностями развития ребенка;
- осуществлении более наблюдательной и объективной оценки процесс развития ребенка;
- разработке общих методов и средств по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- объединении усилий всех специалистов учреждения для организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- разработке индивидуальной программы развития ребенка с отклонениями в развитии;
- распределении обязанностей между специалистами образовательного учреждения;
- координации действий педагогов и специалистов в рамках воспитательно-образовательного процесса, с целью выработки общей стратегии помощи ребенку с проблемами в развитии.
Функции ПМПК
ПМПК выполняет следующие функции:
- Нормативная функция – осуществление деятельности на основании действующего законодательства РФ.
- Прогностическая функция – осуществление систематического анализа и оценки деятельности ПМПК в рамках конкретного образовательного учреждения, используемых им методик, средств и приемов на их соответствие и целесообразность применения.
- Организационная функция – направлена на создание ПМПК на базе каждого образовательного учреждения, вне зависимости от его вида и типа. Обязательным условием является наличие необходимых специалистов.
- Экспертно-диагностическая функция – работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществляется только с согласия родителей (опекунов) ребенка, и при желании в их присутствие.
- Функция сопровождения – на основании проведенной диагностики устанавливаются проблемы в развитии, причины их возникновения и намечаются пути коррекционной работы с ребенком. Коррекционная работа осуществляется по индивидуально разработанной программе.
- Реабилитирующая функция – направлена на защиту интересов ребенка, имеющего отклонения в развитии и его семьи.
Данная функция реализуется в двух направлениях:
- Семейном - в процессе которого, педагог стремится повысить в глазах родителей статус ребенка, как члена семьи;
- Школьном - в процессе которого, ПМПК способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.