Общие сведения о программе
Программа разработана на основании ФГОС НОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Плешакова А. А.
Курс «Окружающий мир» в 1-4 классах общеобразовательной школы предполагает необходимость достичь следующих целей:
- сформировать у ребенка целостную картину мира и осознание места в нем человека на основании единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми и природой;
- осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина РФ в условиях многообразия культур и конфессий общества России.
К основным задачам реализации содержания курса окружающего мира относят:
- сформировать уважительное отношение к семье, населенному пункту и региону, в котором живут дети, а также к России, ее культуре, природе, истории и современной жизни;
- помочь ребенку осознать ценность, целостность и разнообразие окружающего мира и своего места в нем;
- сформировать модель безопасного поведения в условиях ежедневной жизни, а также при возникновении ЧП и ЧС;
- сформировать психологическую культуру и компетенции, чтобы обеспечить эффективное и безопасное взаимодействие в обществе.
Специфика курса «Окружающий мир» заключается в том, что он обладает ярко выраженным интегративным характером, объединяя в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания, предоставляет учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых, чтобы целостно и системно видеть мир в наиболее важных его взаимосвязях.
В рамках предмета «Окружающий мир» благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут успешно решаться соответствующие младшему школьному возрасту задачи экологического образования и воспитания, а также формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимоуважения, патриотизма, базирующегося на этнокультурном многообразии и общекультурном единстве общества РФ в качестве национального достояния РФ. Иными словами, курсом создается прочный фундамент, необходимый, чтобы изучить значительную часть предметов основной школы и развивать личность ребенка.
Важная особенность курса заключается в том, что в нем заложена содержательная основа для обширной реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, которые дети получили на таких уроках, как чтение, русский язык, математика, музыка, ИЗО, технология, физкультура, совместно с ними приучая детей изучать окружающую среду с научной и эмоционально-ценностной позиций.
Общая характеристика курса «Окружающий мир»
Содержание данного курса отбирают на основании следующих ведущих идей:
- многообразие мира;
- целостность мира;
- уважение к миру.
Многообразие в качестве формы осуществления мира ярко проявляет себя в природной и социальной сфере. На основании интеграции естественно-научной, географической, исторической информации в курсе является основой для яркой картины действительности, отражающей многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяют знакомству учеников начальной школы с многообразием природы, которое может рассматриваться в качестве самостоятельной ценности, а также условия, без которого не может существовать человек, не могут быть удовлетворены его материальные и духовные потребности.
Фундаментальная идея целостности мира также реализуется в курсе. Ее реализация осуществляется посредством раскрытия разного рода связей: неживой и живой природы, внутри живой природы, между человеком и природой. Так, рассматривают значение каждого компонента природы и человека. В частности, рассмотрено значение каждого природного компонента в человеческой жизни, анализируя положительное и отрицательное влияние человека на эти компоненты.
Основа методики преподавания курса «Окружающий мир» представлена проблемно-поисковым подходом, которым обеспечивается открытие детьми новых знаний и активное освоение различных способов познания окружающего мира. При этом используют ряд разнообразных методов и форм обучения с использованием системы средств, которыми представлена единая информационно-образовательная среда. Ученики могут вести наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, выполнять практические работы и опыты, включая исследования и ряд творческих заданий.
Особая роль в реализации программы отведена новым для практики начальной школы видам деятельности учеников, к которым можно отнести:
- распознавание природных объектов посредством специально разработанного для младших классов атласа-определителя;
- моделирование экологических связей посредством графических и динамических схем или моделей;
- эколого-этическая деятельности, состоящая из анализа своего отношения к природному миру и поведения в нем, оценку действий окружающих людей, выработку соответствующих правил и норм, осуществляемых посредством специально разработанной книги по экологической этике.
Учебному курсу «Окружающий мир» отведено особенное место среди всех учебных дисциплин в младших классах. Образно говоря, он охватывает то, что всегда рядом с ребенком, так как изучение детьми окружающего мира не ограничено только рамками курса. Оно продолжается непрерывно в школе и за ее пределами. Сам учебный курс выступает как своеобразный системообразующий стержень этого процесса. Поэтому важно, чтобы работа с детьми, которая была начата на уроках, продолжалась в том или ином виде и после их завершения, во внеурочной деятельности детей. Также учитель должен стремиться к тому, чтобы родители учеников в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательную инициативу, пробуждаемую во время урока.