Основы составления рабочей программы по ИЗО для начальной школы
Рабочая программа – это документ, формируемый на основании общеобразовательной программы по одной дисциплине, составляемый педагогом и включающий последовательность тем, подлежащих изучению, количество часов, отводимых на их изучение, содержание деятельности, формы и методы ее реализации.
Рабочая программа является составной частью учебного плана. Она выступает основой построения образовательного процесса педагогом по конкретной учебной дисциплине.
В основе составления рабочей программы по изобразительному искусству для учащихся начальной школы лежат:
- Законодательство РФ. Сюда входит ФЗ «Об образовании» и нормативные акты субъектов РФ.
- Федеральные образовательные стандарты – ФГОС.
- Учебные программы к УМК, разработанные и рекомендованные Минобрнауки РФ.
- Региональные учебные планы на текущий временной период.
- Учебные планы деятельности и образовательная программа учебного заведения на предстоящий учебный год.
Таким образом, педагог, ведущий преподавание дисциплины ИЗО, создает свою рабочую программу деятельности в опоре на существующую авторскую программу обучения. В ней определяются наиболее продуктивные формы и методы работы, с учетом возрастных особенностей развития учащихся конкретного класса и требований стандартов.
В ходе составления рабочей программы по ИЗО для начальной школы, педагог берет в расчет:
- Целевые ориентиры работы образовательной организации;
- Возраст учащихся и их состояние здоровья;
- Уровень развития способностей учащихся;
- Развитие учебной мотивации к изобразительному творчеству и возможности ее поднятия на новый уровень;
- Образовательные потребности учащихся;
- Собственный творческий потенциал и возможности продуктивного ознакомления детей с основами изобразительного творчества;
- Методическое обеспечение учебного заведения по данной дисциплине;
- Наличие в учебном заведении материально-технической базы для реализации образовательной программы по ИЗО.
В рабочей программе прописываются планируемые результаты освоения учащимися дисциплины ИЗО, содержание дисциплины и отдельных занятий и календарно-тематическое планирование ведения данного предмета.
Структура рабочей программы по ИЗО «Школа России» для начальной школы
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Школа России» состоит из следующих разделов:
- Пояснительная записка. В ней содержится информация о целевом назначении программы, ее методических основах, относящихся к учебной литературе «Школа России», видах художественно-изобразительной деятельности, подлежащих освоению учащимися начальной школы: изобразительная, декоративная и конструктивная, теоретических и практических аспектах познания, формах и методах обучения, видах контроля и оценки итогов освоения учащимися образовательной программы, ее составных компонентах: разделах, темах
- Общая характеристика учебной дисциплины. Данный раздел включает в себя характеристику программы обучения и ее значение в художественном и творческом развитии учащихся начальных классов. Программа ориентирована на формирование у подрастающего поколения основ художественно-эмоциональной культуры и постепенное обогащение практического опыта художественной деятельности в течение прохождения четырех ступеней обучения.
- Место ИЗО в общей образовательной программе учебного заведения. Здесь расписывается количество часов, отводимых на изучение дисциплины на каждом году обучения начальной школы с детализацией часов по четвертям, месяцам и неделям.
- Ценностные ориентиры содержания учебной дисциплины. Здесь отражается целевое назначение изучения курса ИЗО учащимися начальных классов, отражается связь искусства с реальной жизнедеятельностью личности, его значение для ее полноценного развития. Также, отражаются способы продуктивной подачи художественной информации.
- Результаты освоения программы ИЗО «Школа России». Здесь расписываются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы.
- Содержание учебной дисциплины. Оно отражает виды художественной деятельности, подлежащие освоению учащимися 1-4 классов, основы художественной грамоты, темы искусства, обеспечивающие его связь с жизнью и практическую деятельность по освоению навыков художественного творчества - декоративной, изобразительной и конструкторской деятельности. Содержание учебной дисциплины разбивается по курсам – по каждому году обучения.
Структура курса рабочей программы по ИЗО «Школа России»
Структуру курса рабочей программы по изобразительному искусству «Школа России» для учащихся начальной школы в кратком виде можно представить так:
- Тематическое направление изучения дисциплины в первом классе сводится к познанию основ изобразительной деятельности, декорирования и конструирования. Учащиеся учатся изображать объекты окружающего мира разными художественными способами, украшать изображения, придавая им выразительность, художественные свойства и конструировать. Познаются выразительные свойства разнородных художественных материалов и их практическое применение.
- Тематическое направление изучения дисциплины во втором классе сводится к установлению связи между искусством и человеческой личностью. Ребенок постигает свою связь с искусством, свою причастность к нему, давая оценку произведениям искусства, вырабатывая эмоциональное восприятие художественных произведений. Учащиеся учатся выражать свои эмоции и чувств посредством художественных средств.
- Тематическое направление изучения дисциплины в третьем классе сводится к познанию «искусства вокруг нас». Постигается искусство в окружающем пространстве и его роль на отдельного человека, на конкретного учащегося, его жизнедеятельность.
- Тематическое направление изучения дисциплины в четвертом классе сводится к познанию искусства, художественного творчества разных народов. Происходит знакомство учащихся с многообразием народных культур.
На каждом этапе обучения происходит теоретическое познание представленных тем и реализуется практическая художественная деятельность учащихся, выполняются творческие задания и проекты, ориентированные на закрепление теоретических знаний и осознанное восприятия искусства.