Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование при Николае I

Основные направления государственной политики в сфере образования в период правления императора Николая I

Правление императора Николая I началось после сложного периода в истории России, связанного с восстанием декабристов 1825 года. В этой связи, политические преобразования были начаты императором именно в сфере образования. Он считал, что иного пути предотвращения революционных движений и развития либеральных идей среди молодежи не существует.

Организация образовательной системы предполагала сословную направленность т.е. право на обучение граждане получали исходя из своего сословного положения в обществе. Ни один гражданин не мог претендовать на образование выше своего социального статуса.

В 1826 году правительством был организован специальный орган, занимающийся контролем за процессом образования. Этот орган именовался Комитетом устройства учебных учреждений. Им регламентировалось содержание образовательных программ и строго контролировалось направление преподавания, чтобы избежать распространения вольнодумства и не соответствующих государственной политике учений.

В качестве органа, занимающегося регулированием и контролем деятельности образовательной системы было утверждено Министерство народного просвещения.

По своему устройству, система образования сохранила прежний вид, какой был утвержден в период правления императора Александра I. В стране существовало шесть учебных округов. Обучение в городах происходило в гимназиях, училищах, университетах. Гимназии стали напрямую подчиняться Министерству народного просвещения и контролироваться им. В них был изменен прядок преподавания и программы обучения. Приоритетными направлениями программы стали языки: греческий и латинский. Естественные науки не входили в обязательную программу и могли быть введены только в качестве дополнительных предметов. Гимназии носили сословный характер, поэтому в них могли обучаться далеко не все граждане. Представители низких сословий получили право на обучение в приходских школах, учебных заведениях при монастырях, а многие вообще лишились доступа к образованию.

Ранее, в период правления Александра I было открыто множество частных школ, пансионов, заведений для благородных девиц, училищ для подготовки мальчиков по различным направлениям. Их деятельность государству было довольно сложно контролировать, поэтому многих из них были ликвидированы, а оставшиеся заведения должны были предоставлять свои планы по обучению и программы развития на проверку Министерству.

«Образование при Николае I» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Политика в образовательной сфере базировалась на трех ведущих направлениях:

  1. Православие.
  2. Самодержавие.
  3. Народность.

Преподавание носило народный характер. Педагоги читали лекции по русскому языку и литературе. Научные теории преподавались через призму религиозного верования, основываясь на православных канонах и, находясь во взаимосвязи с богословием. Принципы самодержавия составляли основу образовательных программ. Авторитет и поклонение царю и престолу было ведущим направлением воспитания.

Замечание 1

Вся образовательная деятельность была пронизана принципами русской государственности и народной культуры.

Постепенно классическое образование упразднялось, и обучение развивалось в направлении реальных социальных потребностей того времени. В программы образовательных учреждений внедрялись химия, бухгалтерия, механика, товароведение, счетоводство. При этом такие дисциплины, как философия, логика, психология либо полностью выводились за рамки преподавания, либо преподавались в рамках богословских заведений.

Замечание 2

По своей сути политика в образовательной сфере при Николае I характеризуется консервативной направленностью и приверженностью охранительным идеям.

В 1835 году был издан первый законодательный документ, регулирующий деятельность университетов. Он именовался «Университетстким уставом». Основными положениями Устава осуществлялось ограничение самостоятельности университетов и утверждение единоличной власти попечителей округов.

В 1849 году было отменено право университетов на самостоятельный выбор ректора, проректоров и профессорского состава. Отныне они назначались Министерством народного просвещения.

Недостатки развития системы образования при императоре Николае I

Консервативное развитие образования, возращение к сословному принципу в обучении привели к тому, что к середине 50-ых гг. XIX века система образования фактически перестала развиваться, столкнувшись с кризисом. Кризис образовался не в одночасье. Он назревал годами и был связан с деятельностью чиновников в области просвещения, занимающих ведущие посты в Министерстве народного просвещения и действовавших по инструкции Императора России.

Можно отметить следующие основные недостатки в развитии образования того времени:

  1. Ориентация на религиозное обучение. Образование и воспитание фактически не носило народного характера и потому не способствовало формированию таких качеств, как трудолюбие, любовь к родине, уважение к своей личности и личности других людей.
  2. Система воспитания была далека от гуманистической направленности развития личности. Условий для свободного развития личности попросту не существовало. В этой связи, воспитать приоритетные нравственные качества было достаточно сложно.
  3. Образование не носило всесторонний общий характер. Многие предметы, важные для личностного развития, имеющие огромное воспитательное и образовательное значение, были исключены из программ обучения.
  4. Система образования базировалась на подавлении детской воли. Это отрицательно сказывалось формировании навыков самостоятельности, саморазвития, мыслительных процессов.
  5. Из процесса воспитания был полностью устранен индивидуальный подход. Особенности личностного развития детей, их природные наклонности, потребности и стремления не учитывались. Раскрытию творческого потенциала не уделялось внимания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot