Понятие инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это процесс трансформации общего образования, базирующийся на понимании, что люди с ОВЗ в современном обществе должны вовлекаться в социум.
Обсуждение идей инклюзивного образования в современной российской школе сводится к дискуссии по вопросу предоставления родителям детей с ОВЗ выбора одного из двух путей социально-реабилитационного сопровождения:
- в рамках специально организованного коррекционного пространства специализированных школ;
- в обычной массовой школе со всем объемом социально-психологических рисков для нетипичных детей.
Первый путь предполагает активизацию сохранных функций детей и развитие его зоны ближайшего развития с участием коррекционных педагогов и специальных психологов.
Второй путь активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемных детей со средой и только потом коррекцию их недостатков. Этот путь эффективнее, если сопровождается психолого-педагогической поддержкой как ребенка, так и семьи.
Законом родителям предоставлено право выбрать форму обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
Подавляющее большинство родителей детей с ОВЗ предпочитают домашнее обучение по классно-урочной системе, они удовлетворены этими формами обучения и качеством знаний детей.
Это формирует первоочередную задачу – сформировать в обществе толерантное отношение к детям с недостатками физического или психического развития, что позволит им не только сосуществовать с обычными детьми, но и жить полной жизнью вне зависимости от состояния здоровья.
Современная психолого-педагогическая литература содержит понятие сопровождения инклюзивного образования, которое специалистами рассматривается с трех сторон:
- в качестве одного из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, которая осуществляется в рамках деятельности социально-психологической службы;
- в качестве интегративной технологии, сердцевиной которой выступает создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, а в результате – эффективное выполнение отдельным человеком или семьей собственных основных функций;
- в качестве процесса особого рода бытийных отношений сопровождающих людей и тех, кому нужна помощь.
Важно при переходе к инклюзивному образованию организовать работу с педагогами, с детьми, администрацией учебного заведения, а также с родителями. Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы дают возможность утверждать, что сопровождение необходимо родителям детей обеих категорий – и здоровым, и детям с ОВЗ.
Принципы психолого-педагогического сопровождения родителей
Выделяют ряд основных принципов психолого-педагогического сопровождения родителей:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого на стороне ребенка;
- непрерывное сопровождение;
- мультидисциплинарность сопровождения, предполагающая согласованную работы команды специалистов, которые проповедуют единые ценности, включенные в единую организационную модель и владеющие единой системой методов.
Наиболее приоритетные направления работы с родителями – проведение круглых столов, семинаров, подготовку и распространение буклетов, оформление стендового материала.
Выделяют три основных составляющих в работе:
- поддержку родителей детей с ОВЗ в процессе перехода к инклюзивному образованию;
- подготовительную работу с родителями здоровых детей;
- совместные занятия.
Сопровождение родителей детей с ОВЗ в процессе перехода к инклюзивному образованию должно выстраиваться, учитывая ряд следующих аспектов.
При анализе психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что у родителей детей с ОВЗ, несмотря на все многообразие отклонений от общепринятой нормы, много общего. У всех них есть общая проблема, с которой они живут и обычно эта проблема занимает только их.
Семья и ребенок с ОВЗ характеризуются искажением субъективного образа мира – представлений об отношении к себе и целостному окружающему миру. Психологическая защита в данном случае представлена отчуждением и нарушением адаптации человека к жизни.
Один из результатов психологического сопровождения родителей и детей с ОВЗ – новое жизненное качество родителей – адаптивность, то есть способность к самостоятельному достижению относительного равновесия в отношениях с самим собой и окружающими в благоприятных и экстремальных жизненных ситуациях.
Основой работы с родителями здоровых детей является цикл занятий, которые направлены на развитие толерантности. Работая с родителями здоровых детей, стоит придерживаться подхода, который определяет толерантность в качестве сознательного допущения субъектом чего-либо, что не одобряется им.
Основная цель занятий – сформировать установки понимания и принятия чужого мнения, уметь проявлять эмпатию, элементарно налаживать контакты.
Целесообразна организация совместной работы с родителями обеих категорий в соответствии со следующим алгоритмом:
Просветительский блок:
- информационный блок должен объяснить родителям значение инклюзивного образования, его основные принципы, особенности детей с ОВЗ и пр.;
- законодательный блок преподносит родителям информацию о правах всех детей, а также правах детей с ОВЗ.
Психологический блок помогает родителям решать проблемы и преодолевать трудности психологического характера:
- разрушить барьеры и стереотипы – рассматривание существующих стереотипов относительно людей с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности, а также выработка основных направлений по разрушению барьеров;
- приобрести навыки, которые должны помочь улучшить ведение переговоров с представителями органов образования и администрации школ.
Обмен опытом подразумевает:
- совместно обсуждать опыт зарубежных стран, направленный на внедрение инклюзивного образования;
- совместно обсуждать проблемы и трудности, с которым столкнулся каждый при переходе к инклюзивному образованию;
- совместно рассматривать конкретные примеры – истории о детях с ОВЗ, успешно обучающихся в массовых школах.