Психолого-педагогическое взаимодействие – это определенный способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на разделение функциональных ролей всех его участников, их взаимную заинтересованность и согласование их действий, регулирование и контроль деятельности каждого субъекта взаимодействия.
Эффективность педагогического процесса, достижение основных целей и задач обучения во многом определяются взаимодействием между его участниками.
Педагог взаимодействует, в первую очередь, с учащимися. От того, насколько хорошо организован этот процесс зависит его успешность, а именно достижения учащихся, их развитие, формирование их знаний и навыков, желание посещать учебное заведение, развиваться и самосовершенствоваться. Поэтому, педагогу необходимо избрать оптимальный для данного коллектива учащихся стиль педагогического общения, определить свою позицию.
Естественно, что процесс взаимодействия между учащимися и педагогом, между педагогом и родителями, между педагогами имеет двусторонний характер. Он определяется внешними и внутренними факторами, влияющими на каждую сторону взаимодействия.
Организация эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса является одним из приоритетных направлений координации отдельного педагогического процесса и системы образования в целом.
Принципы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
Организация взаимодействия в образовательной сфере базируется на следующих принципах:
- Принцип субъектности. Этот принцип ориентирован на признание учащегося полноправным субъектом учебно-воспитательного процесса, способного влиять на него и изменять его в соответствии со своими потребностями, возможностями и стремлениями. Принцип предполагает гуманистическую направленность взаимоотношений и опору на личностно-ориентированный подход в обучении.
- Принцип системного подхода к методам психологической проверки и личностного воздействия. Предполагается, что процесс взаимодействия должен опираться на специфику личностных особенностей развития, возрастной специфики развития, а также существующей социально-педагогической ситуации.
- Принцип распространенности психического развития учащегося. Ориентирован на максимизацию раскрытия способностей учащихся, полноценное использование его возможностей, складывающихся и проявляемых в специфических разновидностях деятельности ребенка.
- Принцип деятельности. опора на деятельностный подход в обучении. Педагог должен привлекать учащегося к разнообразным видам деятельности, чтобы добиться развития его психических процессов и эмоциональных качеств.
- Принцип привлечения ближайшего окружения учащегося к учебному процессу. Педагог должен наладить контакт с семьями учащихся, составить с ними единую направленность воспитания, обучения и развития. Также, необходимо действовать по той же схеме и иным педагогам, друзьям, ближайшему окружению ребенка.
- Принцип законности. Система взаимодействия не должна противоречить правовым и законодательным нормам.
- Принцип добровольности. Психолого-педагогического взаимодействие базируется на строго добровольных началах. Оно не может носить принудительный характер.
- Принцип уважительного отношения к участникам взаимодействия. Взаимодействующие стороны должны уважать интересы и взгляды друг друга.
Модели построения психолого-педагогического взаимодействия
Существуют следующие варианты эффективного построения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Взаимодействие между учащимися. Эффективным оно будет в том случае, если учащийся будет спокойно и уверенно общаться со сверстниками, найдет свое место в школьном коллективе, будет строить свое общение по моральным и юридическим правилам и нормам, самовыражаться в совместной творческой деятельности, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, уметь строить коммуникативные связи, взаимодействовать с коллективом, уважать мнение всех его участников, ставить цели коллектива выше своих желаний, осваивать навыки профилактики конфликтных ситуаций и их разрешения.
Взаимодействие между родителями и детьми. Такое взаимодействие требует от родителей признание прав и свобод ребенка, видение в нем самостоятельной, полноценной личности со своими стремлениями и интересами, оказание ему помощи и поддержки в различных ситуациях, умеренное применение средств наказания, ограничений, умелое конструктивное взаимодействие, обсуждение проблем ребенка, поощрение его достижений, разрешение споров через диалог.
Взаимодействие педагога и учащихся. Педагог в своей работе должен опираться на личностно-ориентированный подход: учитывать индивидуальную специфику развития каждого учащегося, признавать ценность личности и ставить личностное развитие учащегося на приоритетную позицию, выбирать методы, приемы и средства обучения, соответствующее возрастному этапу развития детей и индивидуальным параметрам учащихся, способствовать прохождению социализации личности, помогать в усвоении ею культурных и нравственных ценностей, подвигать учащихся к личностному росту, помогать раскрывать его творческий потенциал. Педагогическое взаимодействие должно быть направлено на самореализацию учащихся т.е. помогать раскрытию их природных задатков, активному применению способностей, давать им задания в силу их возможностей, учитывать их интересы и потребности в обучении. Взаимодействие между педагогом и учащимся должно проходить в форме диалога. Только так можно разрешать проблемные моменты, устранять конфликты, выяснять потребности учащихся и их специфические характеристики.
Взаимодействие между педагогом и родителями. Между педагогом и родителями требуется организовать взаимодействие в форме сотрудничества. Педагоги должны учитывать взгляды и мнения родителей на процесс воспитания и обучения ребенка. Стараться прийти к компромиссу в вопросах воспитания, чтобы сделать его направленным в одну сторону. Также, важно учитывать мнение родителей по воспитанию тех качеств ребенка, которые они считают приоритетными и помогать в разрешении психологических проблем взаимоотношений между родителями и детьми.
Взаимодействие между педагогами и управленческими органами. Педагогу требуется быть терпимым и сдержанным во взаимоотношениях со своими коллегами, а тем более, с руководством. Общение должно быть культурным и демократичным. Все личностные и профессиональные качества участников взаимодействия должны быть учтены. Во взаимодействии должна проявляться гибкость.