Понятие и целевое назначение психолого-педагогической практики
Психолого-педагогическая практика – это составляющая практической подготовки студентов педагогических специальностей, ориентированная на получение представлений о предстоящей работе по выбранному направлению и формирование определенных компетентностей педагогической и психологической направленности, а также знакомство с основами построения психолого-педагогической деятельности в учебном заведении.
Данная практика организуется на третьем курсе обучения студентов и проводится на основе погружения студентов в образовательный процесс конкретного учебного заведения, с участием психологических служб, социальных и медицинских работников, психологов и педагогов.
Данная практика ориентирована на:
- Выработку навыков психодиагностики учащихся.
- Выработку навыков составление образовательных программ с учетом психических особенностей, потребностей и возможностей развития учащихся.
- Проведение тренинговых занятий с разными возрастными группами.
- Освоение работы с учащимися с девиантным поведением и отклонениями в развитии.
В ходе психолого-педагогической практики проводятся комплексные занятия для студентов, ориентированные на формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций и формирование навыков коммуникативного взаимодействия в профессиональном коллективе, а также выстраивание положительного взаимодействия с учащимися разных возрастов.
Психолого-педагогическая практика координируется руководителем практики, который назначается учебным заведением, в котором обучается студент. Руководитель организует взаимодействие с образовательными учреждениями и их руководством по вопросам организации и проведения практики.
По месту прохождения практики студенту также назначается руководитель, который координирует его деятельность и оценивает ее результаты.
Основной целью психолого-педагогической практики является закрепление и практическая отработка теоретических знаний по педагогике, освоенных в течение всего периода обучения и получение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
Данная практика помогает студенту понять суть своей профессиональной деятельности и познакомиться с ее особенностями.
В ходе этой практики, студент осваивает еще и психологический аспект педагогической деятельности, изучая вопросы психологического развития учащихся и оптимальные методы психологического взаимодействия с учащимися, имеющими различные уровни психологического развития, влияющие на процесс адаптации к обучению, восприятия учебного материала, понимания сущности тех или иных процессов и явлений.
В ходе психолого-педагогической практики должны быть решены следующие задачи:
- Знакомство студента с психологическими аспектами деятельности учебного заведения: психологическая служба, штатный психолог, социальный работник и особенности их деятельности.
- Изучение нормативной документации психолого-педагогической деятельности учебного заведения.
- Изучение содержания работы психологической службы.
- Формирование навыков планирования собственной профессиональной деятельности, исходя из особенностей функционирования учебного заведения.
- Исследование направлений работы отдельных специалистов по проведению психологической профилактики, коррекции, диагностической и консультационной работы.
- Получение опыта самостоятельной практической деятельности психолого-педагогического характера.
- Формулирование собственных идей организации социально-психологической работы с разными категориями учащихся.
- Организация психологических тренингов студентами.
- Планирование воспитательной работы с учащимися.
- Овладение приемами организационной работы деятельности коллектива учащихся.
- Выполнение задания кафедры учебного заведения, по решению конкретной психолого-педагогической задачи, на основании полученного опыта профессиональной деятельности.
- Понятие основ профессиональной деятельности и определение своей готовности студента к ее реализации.
Этапы прохождения психолого-педагогической практики
В ходе психолого-педагогической практики студенты знакомятся с документацией учебного заведения, изучают особенности работы социальных педагогов и психологов в нем, проводят самостоятельные практические занятия с учащимися, анализируют методическую литературу, делают записи важной и необходимой информации, ведут дневник практики.
Практическая деятельность в учебном заведении имеет поэтапную структуру. Основными этапами психолого-педагогической практики являются:
- Подготовительный этап. Он связан с ознакомлением студентов руководителем практики с предстоящей деятельностью, ее целевым назначением и актуальностью. Также, каждому студенту дает индивидуальное задание и индивидуальный план работы, которого они должны придерживаться и происходит знакомство с отчетной документацией, которая должна быть представлена на кафедру по окончанию практики.
- Основной этап. Он отражает содержание практической деятельности студента. Сюда относится и знакомство с учебным заведением, его психологической службой, работой социальных педагогов и психологов, основными направлениями психолого-педагогической деятельности, нормативной документацией, проектирование собственной работы и ее практическое проведение. Также, изучаются способы проведения психологических консультаций, тренингов, диагностирования проблем учащихся, способы мотивации учащихся разных возрастов к разным направлениям образовательной деятельности. В ходе основного этапа практики, студент, совместно с руководителем практики составляет план своей практической деятельности. Каждый день практики, освоенные навыки, трудности, достижения отражаются в дневнике по практики, который заверяется руководителем практики и сдается вместе с отчетной документацией, подтверждающей прохождение практики.
- Заключительный этап. Практика завершается оценкой своей деятельности и полученного опыта. Студент составляется отчет по практике, в котором подводит итоги практической деятельности, отражает все выполненные работы и усвоенные знания, результаты исследований и формулирует по ним выводы. Руководитель практики составляет на студента характеристику, дает оценку его деятельности.