Взаимосвязь между психологией и социальной педагогикой
Психология – это научная отрасль, которая занимается исследованием причин формирования и развития определенных психических процессов и специфики их функционирования у отдельных личностей и групп людей.
С помощью психических процессов человек познает ту окружающую действительность, в которой он существует. От общества и общественных взаимоотношений, этапа его развития зависит развитие психических процессов организма. Психика отражает:
- Направления движения личности;
- Побуждающие факторы личностного формирования и развития;
- Поведение индивида в разнообразных процессах и ситуациях;
- Функционирование внутренних процессов организма;
- Формирование мыслительных процессов и памяти;
- Развитие эмоциональной сферы и восприятия;
- Темперамент личности.
Психология тесно взаимодействует со многими научными направлениями, такими как генетика, и юриспруденция, и антропология, и логопедия. Но особенно тесным является сотрудничество психологии с педагогикой и ее различными отраслями. Так, достаточно тесным и продуктивным является взаимодействие психологии с социальной педагогикой.
Социальная педагогика – это раздел педагогической науки, изучающий разнообразные проблемы формирования и развития личности на разных возрастных этапах ее развития, а также разрабатывающий педагогические методики и технологии, которые помогают этому развитию, упрощают процесс воспитания, делая его более доступным и продуктивным.
Поскольку социальная педагогика ориентирована на воспитание граждан, то естественно, что она связана с психологией, поскольку психические процессы личности имеют приоритетное значение в формирование основных личностных качеств и воспитания социально здоровой личности, способной к построению коммуникативных связей в общественной среде. Социальная педагогика выявляет закономерности воспитания личности и формирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса и его интеграции. Психология же, помогает выявить специфические характеристики личностного развития, функционирование ее психических процессов на всех возрастных этапах, что упрощает организацию учебно-воспитательной деятельности и делает этот процесс максимально результативным.
Психология, как и педагогика, имеет множество разделов, которые можно выделить в самостоятельные научные отрасли. Одним из таких разделов является социальная психология, которая тесно связана с социальной педагогикой.
Социальная психология
Социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся исследованием закономерностей поведенческих реакций людей и их деятельности, связанных с их объединением в коллективы. Она характеризует эти коллективы с психологической стороны.
Социальная педагогика активно применяет теоретические данные социальной психологии. Они необходимы ей для исследования процессов социализации и формирования психологической точки зрения и технологии социального воспитания личности.
Все теории и концепции социальной психологии активно применяются в социальной педагогике. Однако, их объем не так уж велик. Для ее продуктивного развития этих данных недостаточно, но и без них оптимальное развитие науки невозможно. Тем более, что для качественного процесса социализации и построения продуктивной образовательной системы необходимо опираться на принцип дополнительности, означающий опору на при проведении научных исследований на дополнительные сведения, как практического, так и теоретического характера.
Социальная политика: задачи и функциональная роль
Социальная политика – это одно из направлений государственной политики, нацеленное на решение общественных проблем и вопросов, связанных с построением оптимального общества, в котором граждане чувствуют себя комфортно и защищенно.
Социальная политика ориентирована на решение следующих основных задач:
- Воспроизводство общественных ресурсов.
- Координация общественного развития, контроль его основных показателей, решение вопросов по удовлетворению разнообразных социальных потребностей.
- Управление и контроль процессов социальной дифференциации общества.
- Контроль за сохранением баланса социума и поддержанием его стабильного развития.
Социальная политика разрабатывается теоретически на государственном уровне и практически воплощается его органами в различных сферах. Особое значение имеет социальная политика в воспитательной области. Она направлена на формирование основных направлений развития системы воспитания, определение стратегии и тактики функционирования воспитательной системы. Для этих целей, органами государственной власти разрабатываются законы и нормативные акты, осуществляется поиск источников финансирования воспитательных мероприятий и контролируется их исполнение. Также, государство активно поддерживает инициативность и новаторство учреждений воспитания.
Социальная политика в области воспитания ориентируется на решение разнообразных противоречий, возникающих, как в данный временной период, так и возможных в перспективе. Кроме того, она разрешает конфликты между интересами разнообразных социальных групп и слоев общества по таким вопросам:
- Представление об уровне и качестве развития воспитательной системы, которая будет наиболее оптимальной для данного общества и текущего этапа его развития, подходящей для разных половозрастных групп населения, этнических групп и представителей разных профессий;
- Требования, предъявляемые к уровню развития образования в государстве, а также ожидания от итогов функционирования данной системы.
Социальная политика и ее основные теории особенно необходимы для социальной педагогики. Эти направления имеют двустороннюю связь, поскольку, государство, при формировании политики в социальной сфере активно применяет данные социальной педагогики. Например, при сборе научной информации, касающейся ситуации в сфере социального воспитания, существующей на текущем этапе развития социума или на иных этапах общественного развития в конкретной стране, ее регионе, области, городе. Далее, проводится мониторинг существующих проблем социального воспитания в данный момент, выявляются возможности общества, и специалисты по социальной педагогике формируют программу приоритетных направлений развития и текущих задач в области социального воспитания.