Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и основных форм обучения детей в возрасте от рождения до поступления в школу.
Проблемы реального воплощения психологических теорий в дошкольную педагогику
Психологические основы в дошкольной педагогике представлены трудами таких ученых как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и т.д. Каждый из них внес значительный вклад в представление значимости психологических основ дошкольной педагогики и психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.
Однако, в настоящее время большинство идей, предложенных данными исследователями, не нашли своего отражения в дошкольной педагогике, так и оставшись на уровне идей и мыслей.
Современная дошкольная педагогика и в теории, и на практике, опирается на психологию. Доказательство тому – значительное количество психологических терминов, таких как «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность» и т.д. Однако в реальности их использование на практике в полной мере сталкивается с рядом проблем.
Например, очень просто сказать, что полноценное развитие ребенка эффективно осуществляется в процессе игры и достаточно сложно действительно учить играя.
Для разрешения данных проблем используются некоторые методологически и теоретические основы психологии, являющиеся фундаментов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и неотделимы от данного возраста.
Именно поэтому многие специалисты все чаще говорят о необходимости более разностороннего и глубокого использования знаний и методов психологии в практике дошкольного обучения. В связи с чем, в последнее время во многих ДОУ были введены ставки психологов, а высшие школы, занимающиеся подготовкой специалистов стали готовить специалистов-психологов, для работы в детских садах. Однако, как показывает практика, не всегда деятельность психолога в ДОУ способствует повышению уровня подготовки. Это связано с тем, что порой психологи, воспитатели и заведующие ДОУ не всегда точно представляют каковы их функции в организации полноценного и качественного развития детей.
Таким образом, психологические основы дошкольного образования представляют собой определенные знания, методику, идеи и т.д., которые педагогика заимствует у психологии
Роль психологии в дошкольной педагогике
Роль психологии в дошкольной педагогике связана с рядом противоречий, в первую очередь это обусловлено тем, что и педагогика, и психология пот отношению к ребенку являются равноправными процессами.
Дошкольная педагогика направлена на подготовку полноценных членов современного общества. Поэтому с точки зрения педагогики, воспитатель – это представитель общества, социальный статус которого имеет под собой определенный психологический смысл.
Таким образом, педагог, является не только человеком, который передает детям знания, но и выступает по отношению к ним в определенной социальной роли.
В отличие от педагога, психолог в области дошкольного образования, представляет собой не общество, а конкретного ребенка. Психолог знает закономерности становления и развития личности детей в рамках онтогенеза. Он ясно и четко понимает, что необходимо сделать, для того чтобы у ребенка появилось стойкое стремление к получению знаний, а также что нужно сделать для облегчения его пути развития.
Несмотря на разные функции педагога и психолога, их деятельность не противоречит друг другу, а напротив, подкрепляет и дополняет. С помощью психолога, воспитатель способен организовать действительно эффективный педагогический процесс, направленный на полноценное развитие ребенка.
Исходя из данных умозаключений, более десяти лет была разработана уникальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Золотой ключик». Данная программа предусматривает такую организацию процесса воспитания и обучения детей, при которой с детьми занимаются одновременно два педагога. Один педагог – это воспитатель, который постоянно занимается с ребенком, организуя разные виды деятельности, а второй – это психолог, который находится рядом с ребенком или даже чуть позади него. Например, воспитатель предлагает ребенку определенную игру, а психолог выясняет его чувства, эмоции, переживания и т.д. в процессе данной игры.
Организуемая таким образом работа была названа «парной педагогикой», которая помогает ребенку эффективнее и успешнее обучаться. Потому второй педагога (психолог), отождествляется с ребенком и делает его более успешным, находчивым, смелым, развитым.
В настоящее время не во всех ДОУ имеется квалифицированный психолог, в связи с чем, внедрение данной программы в образовательный процесс невозможен.
В том случае, если заведующий детским садом понимает значимость использования психологических основ в дошкольном образовании, то он стремится создать все необходимые условия для успешной реализации программы «Золотой ключик». Для этого чаще всего одного из воспитателей группы отправляют на специальное психологическое обучение. Конечно, они не становятся профессиональными психологами, но вполне способны обеспечить ребенку дошкольного возраста необходимые условия для полноценного обучения, воспитания и развития.
Таким образом, психологической основой дошкольной педагогики является понимание значимости дошкольного детства с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые педагог должен учитывать при организации воспитательно-образовательного процесса.
Выделяют четыре основных характеристики возрастных периодов:
- Социальная ситуация развития
- Центральная психическая функция
- Центральное психологическое новообразование
- Ведущая деятельность
Каждый период, каждый психологический возраст имеет свою особую характеристику. Вот с этими специфическими характеристиками дошкольного периода и связаны психологические основы образования в этом возрасте.