Понятие психодидактики
Психодидактика – это наука, которая объединяет в себе методологию обучения и психологические знания, необходимые для развития психологических качеств детей.
Преимущественно развитые страны делают упор в системе образования на развитие личностных качеств личности ребенка, его критического и творческого мышления. Такого рода развивающее образование требует новых практик и технологий, которые были бы связаны с процессом обучения подрастающего поколения. Такие педагогические практики, затрагивающие разнообразные образовательные области, требуют развития новых методик обучения либо их усовершенствования, а также создания новых пособий и учебников. Практика и теория развивающего образования базируются на научных представлениях и установках психологии и дидактики в целом. В свою очередь такие психолого-педагогические установки основаны на особенностях психологического и личностного развития нового поколения.
Для реализации развивающего образования такого типа, необходимо объединение двух наук в одно целое – психологии и дидактики.
Дидактика – это наука об учении, которая занимается изучением и исследованием наиболее эффективных методик обучения детей.
Постепенно при развитии системы обучения и учебных материалов, приоритеты в отношениях дидактики и психологии претерпели некоторые изменения. Это было вызвано тем, что в основании развивающего образования, в первую очередь, должны быть заложены глубокие знания и правильное использование закономерностей в психологии развития детей.
Так формируется потребность изменения подхода к образованию, формируются новые направления и методики, к которым относят и психодидактику.
Психодидактика направлена на развитие личностной, интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоциональной, психосоматической психических сфер. Грамотное развитие этих психических областей помогает ребенку почувствовать себя субъектом становления своей личности.
Предмет изучения психодидактики
Психодидактика в качестве интегративной области научного знания, изучает не только процесс обучения в развивающемся образовании, но и участников обучения как субъектов личностного развития, их познавательных интересов, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием.
Методология развивающего образования базируется на личностном начале. В таком случае педагогическая деятельность оказывает воздействие на развитие в личности чувства носителя действия или субъектности. Это приобщается человека к знанию, а также к личностному росту.
Психодидактика расширяет круг следующих насущных вопросов и проблем, которые безусловно требуют решения:
- определение условий образования;
- тип учебного заведения;
- вид образования;
- возможности развития образовательной среды.
Независимо от сферы рассматриваемых проблем в психодидактике на первом месте стоит новое поколение, его интересы и нужды, индивидуальные особенности, творческие способности, критическое мышление.
Также остро стоит вопрос обучения специалистов, имеющих опыт применения психолого-дидактических методов обучения на практике. При этом психодидактика перенаправляет методы, содержание и цели образования на личностно-ценностные и личностно-значимые, что совсем не свойственно классической дидактике.
Задачи психодидактики
Задача психодидактики – отобрать информацию в достаточном количестве, чтобы решить проблему и проверить подлинность информации. К требованиям психолого-педагогической задачи относят размышление над условием, в котором заключается лишняя или недостающая информация, ошибка, которая была специально включена в формулировку вопроса и т.д.
Учащийся в самом начале знакомства с психолого-педагогическими задачами должен начать думать над их постановкой. Каждая стадия работы учащегося над задачей развивает мышление ребенка, а это – приоритетный фактор. Затем ученик должен подобрать не известный всем вариант решения задачи, то есть смоделировать его самостоятельно, по-новому, с учетом всех подобранных данных и сведений.
Интересно, что стандартные способы решать задачи не интересны учащимся. Весь интерес формируется, когда они обдумывают новые решения, их количество, их оригинальность и информативность.
Завершающее действие в данной цепочке – рефлексия или критический анализ. Это та стадия, когда ученик сравнивает полученный ответ с ответами других учеников. Далее в классе определяют создателя лучшего решения.
Иными словами, идет развитие не только творческого мышления, но и мотивации познания и положительных эмоций. Также протекает формирование новой модели учебной деятельности в творческом ключе и личностно-ценностная деятельность.
У старшеклассников процесс решения задачи происходит иначе. В связи с быстротечным развитием наук, знания также быстро устаревают, поэтому описанные в учебных пособиях сведения, часто уже неактуальны. То есть знания превращаются в информацию. Чтобы добыть истинное знание, необходимо уметь искать необходимую информацию в разнообразных источниках и сравнивать ее, подвергая критическому анализу. Благодаря этому старшеклассник может формировать свой уникальный взгляд по рассматриваемому вопросу, который требует подтверждений из авторитетных источников. Таким авторитетным источником может быть учитель или родители, а также книги, которым ученик доверяет.
Если авторитетом является учитель, то старшеклассник должен с ним проконсультироваться. Если нет – может возникнуть дискуссия, к которой необходимо заранее подготовиться. Старшеклассники самостоятельно проводят необходимые исследования, во время которых преобразуют полученную информацию в знания, и наоборот.
Необходимо отметить, что дидактика полностью строится на процессе обучения, а психодидактика – на процессе образования, который развивает индивидуальность личности, личностные качества и субъективность. Многие исследователи придерживаются мнения, что в самом близком будущем психодидактикой будут заложены основы новых образовательных систем, направленных на творческую реализацию новых образовательных стандартов.