Программы дополнительного художественного образования детей – это художественные программы, реализуемые в системе дополнительного образования и направленные на развитие у детей творческих способностей, которые нет возможности раскрыть в системе общего образования в виду недостаточности количества учебных часов.
Программа дополнительного художественного образования для детей 7-9 лет
В настоящее время реализуемые методики дополнительного образования в области художественного искусства сочетают в себе разнообразные элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Данные методики в основном направлены на выявление у детей индивидуальных творческих способностей и их последующее развитие в условиях системы дополнительного образования.
Программы дополнительного художественного образования реализуются в разнообразных образовательных институтах, относящихся к системе дополнительного образования. Одним из наиболее востребованных и актуальных направлений является тематический детский лагерь, в рамках которого реализуются данные программы.
Реализация программы дополнительного художественного образования детей осуществляется под руководством педагога-специалиста, с учетом возраста детей, их творческих возможностей и потребностей.
Таким образом, для каждой возрастной группы разрабатываются отдельные программы, учитывающие особенности детей, их творческие возможности и предпочтения, с целью предоставления возможностей адекватного самовыражения в определенном виде художественной деятельности.
К младшей возрастной группе относятся дети в возрасте 7-9 лет. Основной целью дополнительной программы для данной возрастной группы является ознакомление детей с окружающим миром, формирования у детей умения видеть красивое в окружающей природе.
Практически все занятия в младшей возрастной группе проводятся на свежем воздухе. Для работы используются столы и стулья, папки большого формата, художественные материалы. Для коллективной работы используют ватманы или свертки обоев.
Программы дополнительного образования, разрабатываемые для детей младшей возрастной группы в области изобразительного искусства, подразумевают развитие у детей не только художественного творчества, но и эстетического воспитания.
В области художественного образования дети знакомятся с законами колорита и цвета, формой и фактурой; в графике – изучают образный язык, в основе которого заложена точка, линия, плоскость и пространство.
В системе дополнительного образования, изобразительное творчество, преподается детям с использованием разнообразных форм обучения (индивидуальные, групповые, коллективные формы).
Задания, предусмотренные программа дополнительного образования, предлагаются весьма разнообразные и могут варьироваться в зависимости от времени года, погоды, ситуации и т.д.
Таким образом, программа дополнительного художественного образования детей младшей возрастной группы не ограничивает педагога в поиске творческих путей преподавания. Его основной целью является поиск таких методов и средств работы с детьми, которые будут их стимулировать на развитие собственного художественного потенциала.
Программа дополнительного художественного образования для детей 10-13 лет
Программы дополнительного художественного образования для детей 10-13 лет, в основном ориентированы на возрастные особенности детей, на их увлечения. Как показывает практика, подростков 10-13 лет привлекают исторические образы, приключенческие сюжеты, романтические образы и т.д. Кроме того, у них появляется интерес к отражению внутреннего мира человека, природ и мира вещей.
В этой связи, педагоги дополнительного образования, вносят в программы такие жанры как портрет, натюрморт и пейзаж. Занятия в основном проводятся на свежем воздухе. В качестве зрительного ряда используется не только живая природа, но и иллюстрации и картины выдающихся художников, произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства, памятники архитектуры.
Основной задачей программы дополнительного образования детей средней возрастной группы является развитие художественно-творческих способностей посредством организованного и целенаправленного обучения.
В рамках программы дополнительного образования, педагогами используются разнообразные методики и технологии работы. Довольно часто педагоги сочетают современные (инновационные) и традиционные технологии.
Вне зависимости от используемой методики и технологии, их основной задачей является развитие у детей индивидуальных творческих способностей.
Значимость программ дополнительного художественного образовании детей средней возрастной группы состоит в том, что ее реализация во внешкольной студийной деятельности, предоставляет учащимся гораздо больше возможностей для развития своих творческих способностей, а также для художественного и эстетического воспитания.
Программа дополнительного художественного образования для детей 14-16 лет
Программа дополнительного художественного образования для детей старшей возрастной группы (1-16 лет), подразумевает в основном индивидуальные занятия. Такая организация связана с возрастными особенностями детей, их творческими предпочтениями и возможностями.
Занятия в основном проводятся в рамках пленэра, так как подросткам интереснее познавать живую натуру, он стремятся познать особенности творческого замысла, самостоятельно выразить свое отношение к природе и ее явлениям.
Реализуемые программы дополнительного художественного образования детей старшей возрастной группы позволяют выявить скрытые возможности в каждом из видов искусства.
Учащиеся старшей возрастной группы стремятся не просто познать тайны художественного искусства, но и освоить некоторые профессиональные умения и навыки.
Программы дополнительного образования подразумевают не просто усложнение задач, но и освоение детьми таких понятий цельность, композиционный ритм, пластическая выразительность и обобщенность. Освоение данных навыков позволяет детям в дальнейшем эстетически воспринимать разнообразные произведения искусства (в театре, музее, на выставке и т.д.).
Работая по программе, подростки не только создают индивидуальные работы в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, но и участвуют в общих художественных мероприятиях.
Знакомство с этапами работы над воплощением художественного замысла в области изобразительного творчества позволит подростку открыть для себя широкий спектр возможностей художника.