Программное обеспечение – это программы, обеспечивающие реализацию того или иного процесса, регулирующие его функционирование и ход.
Программное обеспечение ДОУ – это документ, отражающий содержание образовательного процесса ДОУ и регулирующий ход его реализации.
Программное обеспечение деятельности дошкольной образовательной организации строится на основании определенных принципов с учетом требований ФГОС ДО и образовательной политики на текущий временной период.
Разновидности образовательных программ ДОУ
Все образовательные программы, применяемые в качестве программного обеспечения деятельности ДОУ, представлены следующими видами:
- Основная программа.
- Дополнительные программы.
Основная программа – это программа, регламентирующая содержание образовательной деятельности дошкольной организации. Она может быть комплексной – ориентироваться на все стороны развития детской личности и парциальной – включать только одно направление развития или несколько из них.
Основная программа составляется в соответствии с целями деятельности дошкольного образовательного учреждения, с соблюдением требований ФГОС ДО и законодательства о образовании.
Рисунок 1. Части программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дополнительные программы связаны с адресным построением образовательного процесса, ориентированного на удовлетворение потребностей и интересов, предпочтений, желаний каждого воспитанника и его семьи.
К дополнительным программа относятся программы, затрагивающие разные аспекты и направления деятельности ДОУ: экологическое воспитание, художественное развитие, этнокультурное становление, программы социокультурного цикла, программы коммуникативного развития, оздоровительные мероприятия, коррекция различных патологий и др.
Дополнительные программы являются авторскими т.е. они формируются отдельным педагогом на основании его исследовательской деятельности, собственных образовательных разработок, выработанного подхода к обучению и воспитанию, имеющихся взглядов и убеждений, практического опыта педагогической деятельности. Такие программы должны соответствовать требованиям ФГОС, целевым ориентирам деятельности ДОУ, современному этапу социально-экономического развития и функционирования системы образования.
Компоненты образовательных программ ДОУ
Любая образовательная программа включает в свой состав следующие компоненты:
- Концептуальные основы. Они предполагают определение концепции развития подрастающего поколения конкретной возрастной группы. Как правило, большинство программ опирается на концепции гуманистического развития личности и гармоничного становления дошкольника.
- Целевые ориентиры. Здесь отражаются приоритетные цели, на которые направлено содержание дошкольного образования. Здесь может быть отражено нравственное воспитание личности, формирование здоровой нации, трудовое воспитание и физическое становление личности, активизация творческого потенциала каждого воспитанника и развитие его познавательной сферы.
- Принципы построения программы. Каждая программа ДОУ опирается на принцип связи воспитательного процесса с социальной средой, с жизнью ребенка в социуме, принципе индивидуального подхода, принципе гуманистического развития личности, принципе вариативности образовательной и воспитательной деятельности, гибкости образовательной программы.
- Уровень применения программы. Программы могут быть ориентированы на общее развитие ребенка или на формирование конкретной сферы его личности: нравственное, патриотическое, физическое, эстетическое развитие, трудовое воспитание, подготовку к школе и т.д.
- Структура программы. Здесь отражается ее применение в ДОУ: ориентация на все возрастные группы, конкретную группу, конкретную ступень развития.
- Особенности программы. В данной части отражаются специфические черты данной программы. Это могут быть нестандартные положения содержания, направлений деятельности ДОУ, форм обучения, используемых в ДОУ, методов и средств, подходов к ее реализации.
- Технология обучения. Здесь отражается технология реализации программы.
Принципы построения программ дошкольного образования
Программы дошкольного образования являются методическим основами деятельности воспитателей. Они помогают им в построении педагогического процесса и перспективного развития детей разных возрастных групп. Педагог планирует свою деятельность на основании программы и выстраивает учебно-воспитательную работу в оптимальном темпе, ритме и режиме.
Программы дошкольного образования формируются в опоре на следующие принципы:
- Принцип концентрации содержания программы. Он означает последовательность изложения материала и постепенное его усложнение по мере роста и развития детей.
- Принцип линейности построения. Программа включает в себя ряд направлений реализации, которые имеют определенную последовательность и связь.
- Принцип доступности. Доступность информации, представленной в программе для понимания педагогом.
- Принцип связи содержания программы с реальной жизнью. Воспитание ребенка должно быть ориентировано на формирование у него навыков реальной жизнедеятельности, взаимодействия с социальной сферой.
- Принцип учета индивидуальных особенностей и возрастной динамики развития личности воспитанников.
- Принцип систематичного и последовательного расположения материала в программе. Все разделы должны быть связаны. Каждый новый раздел должен быть логическим продолжением предыдущего.
- Принцип ориентации на развивающее обучение. Реализация программы должна способствовать гармоничному, всестороннему развитию личности каждого воспитанника.
- Принцип единой направленности и связи воспитательной и образовательной деятельности.
- Принцип деятельностного подхода. Воспитание, обучение и развитие дошкольников реализуется в деятельности. Программа включает в свой состав привлечение детей к разным видам деятельности и детской активности.