Приоритетные направления духовно-нравственного воспитания учащихся школ
В условиях современного общественного развития духовно-нравственное воспитание относится к актуальным и приоритетным направлениям деятельности учебных учреждений. Актуальность вопроса определяется отсутствием отчетливо поставленных жизненных целей и положительных направлений развития подрастающего поколения, стагнацией в развитии культурных направлений деятельности, необходимостью поднятия патриотического воспитания на более высокую ступень.
В настоящее время, духовное развитие детей находится на низком уровне и требует активного воспитательного воздействия со стороны школы и семьи. Материальные направления и ориентиры сегодня преобладают над духовными, поэтому программы школьного воспитания нацелены на воспитание ответственного гражданина, который может давать самостоятельную оценку своей деятельности, деятельности окружающих и учитывать интересы других граждан при совершении каких-либо действий и поступков. Этого можно достигнуть путем развития устойчивых духовных и нравственных качеств учащихся.
Программы духовно-нравственного воспитания в школе строятся, исходя из потребностей современного общества в культурной, духовно обогащенной, нравственно сформированной личности, которая в своей дальнейшей деятельности будет ориентироваться на принципы добра, любви, истины, красоты и милосердия.
Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся формируется на основе фундаментальных национальных ценностей. Воспитательные мероприятия формируются по следующим направлениям:
- Воспитание патриотических и гражданских качеств личности, уважительное отношение к правам, свободам, обязанностям человека. В качестве основных ценностей, учащимся прививают любовь к Родине, своему народу, чувство долга перед страной, обществом, любви, стремление к защите интересов своей Родины, уважение к закону, следование его правилам и юридическим нормам, формирование уважение к другим нациям и народностям, толерантность и терпимость.
- Воспитание нравственных свойств личности и этического сознания. Учащимся прививаются такие качества, как целеустремленность, бережливость, милосердие, гуманность, сострадание, признание ценности другого человека, его особенностей, желаний и интересов.
- Воспитание трудолюбия. Приобщение к труду начинается с раннего детства в семье и обязательно охватывает этап школьного воспитания. У учащихся воспитывается уважение труда, стремление к выполнению трудовых поручений различных направлений, объясняется его необходимость и значимость.
- Воспитание творческой направленности в различных сферах жизнедеятельности. Развитию творческого потенциала личности уделяется особо важное значение. У учащихся развиваются природные задатки и оказывается помощь в развитии творческих стремлений и способностей.
- Воспитание признания ценности семьи и ее роли в жизни каждого человека. Учащимся прививается взгляд о том, что семья является основной ценностью общества и каждой личности, необходимость стремиться к созданию собственной семьи, уважать и ценить своих родителей, семейные традиции и культурные ценности.
- Воспитание здорового образа жизни. Пропаганде здорового образа жизни уделяется огромное значение в школьных стенах. Детей обучают основным гигиеническим правилам и нормам, необходимости их соблюдения, при этом подчеркивается ценность здоровья, формирование стремления к его сохранению и поддержанию.
- Воспитание экологического направления. В этом направлении осуществляется привитие любви к природе, осознания ее ценности, стремления к защите, осознания своей ответственности за здоровье и развитие окружающей среды.
- Воспитание эстетических качеств. Оно предполагает привитие любви к прекрасному, осознание его ценности, знакомство с искусством, его произведениями, их красотой, восхищение художественными, музыкальными и иными достижениями мировой культуры.
Ожидаемые результаты и условия эффективности реализации программы духовно-нравственного воспитания в школе
Итогами воспитательной работы в духовно-нравственном направлении должны стать сформированные духовно-нравственные качества личности учащихся младших, средних и старших школьников. На каждом возрастном этапе, реализация воспитательных программ имеет свою специфику и требует применения методик и средств, отвечающих возрастным особенностям развития учащихся.
В результате духовно-нравственного школьного воспитания у учащихся должны сформироваться навыки активного общения, практической и социальной ориентации деятельности, принятие основ нормативного поведения, развитие эмоциональной сферы личности, способности к практическому целенаправленному применению, полученных теоретических знаний, бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, эстетическое наслаждение красотами окружающего мира и раскрыться их творческие способности.
Чтобы достижение этих результатов оказалось возможным, требуется соблюдение следующих условий:
- Помимо учебных кабинетов, в школе должны иметься помещения специального назначения: актовый зал для проведения праздничных мероприятий; спортивный зал для проведения спортивных мероприятий, физкультурных занятий, спортивных игр; уголки живой природы и символики родного края.
- Внедрение в школьный учебно-воспитательный процесс разнообразных подпрограмм. Это могут быть мероприятия по совместному облагораживанию школьной территории, проведение уборки лесных или парковых зон, организация встреч с интересными людьми, волонтерские мероприятия.
- Создание в школе социально открытого пространства. В этом случае требуется организовать сотрудничество между педагогами, иными школьными сотрудниками, родителями, которые также будут разделять смыслы духовных и нравственных ценностей и стремиться к их практическому воплощению – на учебных занятиях, во внешкольной жизнедеятельности, организации взаимоотношений между взрослым и ребенком, организации индивидуальной и коллективной деятельности, различных социальных ситуациях. Построение открытого воспитательного пространства является ключевым условиям эффективности прохождения духовно-нравственного воспитания. Его построение основывается на нравственном примере педагога, социально-педагогическом партнерстве, ориентации на индивидуально-личностное обучение, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, общественной востребованности воспитания.