Сущность и цель программы
Рабочую программу по поликультурному образованию разработали из-за необходимости формировать гражданина, адаптированного к жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, воспитанного в духе терпимости и толерантности. Разработана она с целью конкретизировать содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы – создать систему поликультурного образования, обеспечивающую развитие у детей младшего школьного возраста стремление сохранить собственное этнокультурное наследие, понимать и принимать другие культуры, готовность к активной созидательной деятельности внутри современной поликультурной и многонациональной среды.
В рабочей программе выделено три основные группы целей:
- уважать и сохранять культурное многообразие;
- поддерживать равные права на образование и воспитание;
- формировать и развивать личность детей в духе общенациональных, политических, экономических и духовных ценностей.
Общая характеристика учебного курса «Диалог культур»
Курс разрабатывался в качестве целостной системы социального поликультурного пространства, которое представляет собой одно из системообразующих качеств современного мира. Поликультурному образованию отводится центральное место в образовательной практике, в которой существуют носители разных культурных традиций, представители разных этносов и конфессий.
К задачам данного курса относят:
- приобщить младших школьников к основам национальной культуры, языку, литературе, истории своего этносоциума, направить их на сохранение национальных культур народов России;
- создать условия для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста при освоении ими истории и культуры региона, представителей разных эноязыковых и этноконфессиональных групп, населяющих рассматриваемый регион;
- приобщить детей к основам мировой культуры и воспитывать бережное отношение к национальным ценностям, этнокультурным особенностям, самобытности культур разных народов;
- формировать культуру межнационального общения младших школьников внутри полиэтнического коллектива.
Программа «Диалог культур» рассматривает возможности по сопряжению в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы культурных ценностей каждого участника межэтнического и межкультурного диалога, формированию единого культурного образовательного пространства.
К основным принципам реализации данной программы, определяющим концептуальную основу уклада школьной жизни, относят следующие аспекты:
- межнациональное соавторство, нацеливающее ребенка на понимание того, что Россия является многонациональной страной, созданной многими народами, поэтому выстраивать новый уклад нужно также сообща;
- историко-культурная и цивилизационная направленность – предполагает необходимость раскрывать историческую обусловленность явлений прошлого и настоящего, изучать фольклор, национальные искусства, обычаи и традиции, выявлять и анализировать «культурные стереотипы», развивать целостное поликультурное мировоззрение;
- самоактуализация личности – предполагает включение индивида в социально полезную деятельность (коллективно-творческие дела), формировать коммуникативные особенности личности в современном мире;
- этнокультурность и поликультурная толерантность – отражает механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизирует межэтнические отношения.
Новизна программы заключается в реализации комплексного подхода к приобщению учащихся начальной школы к ценностям традиционных культур во время трансформации доминирующей культуры в качестве воспитательной и образовательной базы за счет интеграции и другими культурными ценностями.
Приоритет отдан диалоговым формам общения, методу педагогической ситуации, побуждению к самовоспитанию, создает условия для развития и воспитания личности.
Основными условиями успешной реализации программы поликультурного образования в начальной школе «Диалог культур» выступают:
- интеграция учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования;
- базис на возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника в процессе реализации задач поликультурного образования;
- внимание к культурным особенностям окружающей среды, этнопедагогическим и этнопсихологическим чертам культуры, под влиянием которых формируются межнациональные отношения среди учеников в пространстве школы, семьи и целого социума;
- включение родителей в работу, направленную на реализацию целей поликультурного образования младших школьников;
- организационно-методические возможности для реализации программы (материальные, организационные, психолого-педагогические и методические).
Период и этапы реализации программы
Программа «Диалог культур» рассчитана на детей 3-7 лет, сроком реализации на 5 лет. Освоение программы должно проходить в 3 этапа, первые два этапа рассчитаны на две возрастные группы:
- 1 этап – содержание работы идет в соответствии с первым блоком Программы «Я и мой дом», вторым блоком «Мой край родной, моя родная сторона» и определяется культурой народов своего региона и семьями воспитанников;
- 2 этап – содержание работы представлено изучением культуры народов России и мира и протекает в соответствии с третьим блоком «Я гражданин России» и четвертым блоком «Я и мир вокруг меня»;
- 3 этап – подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на различных конференциях и семинарах, тиражирование накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач в рамках реализации поликультурного воспитания дошкольников.