Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Программа «Диалог культур»

Сущность и цель программы

Рабочую программу по поликультурному образованию разработали из-за необходимости формировать гражданина, адаптированного к жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, воспитанного в духе терпимости и толерантности. Разработана она с целью конкретизировать содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цель программы – создать систему поликультурного образования, обеспечивающую развитие у детей младшего школьного возраста стремление сохранить собственное этнокультурное наследие, понимать и принимать другие культуры, готовность к активной созидательной деятельности внутри современной поликультурной и многонациональной среды.

В рабочей программе выделено три основные группы целей:

  • уважать и сохранять культурное многообразие;
  • поддерживать равные права на образование и воспитание;
  • формировать и развивать личность детей в духе общенациональных, политических, экономических и духовных ценностей.

Общая характеристика учебного курса «Диалог культур»

Курс разрабатывался в качестве целостной системы социального поликультурного пространства, которое представляет собой одно из системообразующих качеств современного мира. Поликультурному образованию отводится центральное место в образовательной практике, в которой существуют носители разных культурных традиций, представители разных этносов и конфессий.

К задачам данного курса относят:

  • приобщить младших школьников к основам национальной культуры, языку, литературе, истории своего этносоциума, направить их на сохранение национальных культур народов России;
  • создать условия для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста при освоении ими истории и культуры региона, представителей разных эноязыковых и этноконфессиональных групп, населяющих рассматриваемый регион;
  • приобщить детей к основам мировой культуры и воспитывать бережное отношение к национальным ценностям, этнокультурным особенностям, самобытности культур разных народов;
  • формировать культуру межнационального общения младших школьников внутри полиэтнического коллектива.
«Программа «Диалог культур»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Программа «Диалог культур» рассматривает возможности по сопряжению в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы культурных ценностей каждого участника межэтнического и межкультурного диалога, формированию единого культурного образовательного пространства.

К основным принципам реализации данной программы, определяющим концептуальную основу уклада школьной жизни, относят следующие аспекты:

  • межнациональное соавторство, нацеливающее ребенка на понимание того, что Россия является многонациональной страной, созданной многими народами, поэтому выстраивать новый уклад нужно также сообща;
  • историко-культурная и цивилизационная направленность – предполагает необходимость раскрывать историческую обусловленность явлений прошлого и настоящего, изучать фольклор, национальные искусства, обычаи и традиции, выявлять и анализировать «культурные стереотипы», развивать целостное поликультурное мировоззрение;
  • самоактуализация личности – предполагает включение индивида в социально полезную деятельность (коллективно-творческие дела), формировать коммуникативные особенности личности в современном мире;
  • этнокультурность и поликультурная толерантность – отражает механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизирует межэтнические отношения.

Новизна программы заключается в реализации комплексного подхода к приобщению учащихся начальной школы к ценностям традиционных культур во время трансформации доминирующей культуры в качестве воспитательной и образовательной базы за счет интеграции и другими культурными ценностями.

Приоритет отдан диалоговым формам общения, методу педагогической ситуации, побуждению к самовоспитанию, создает условия для развития и воспитания личности.

Основными условиями успешной реализации программы поликультурного образования в начальной школе «Диалог культур» выступают:

  • интеграция учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования;
  • базис на возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника в процессе реализации задач поликультурного образования;
  • внимание к культурным особенностям окружающей среды, этнопедагогическим и этнопсихологическим чертам культуры, под влиянием которых формируются межнациональные отношения среди учеников в пространстве школы, семьи и целого социума;
  • включение родителей в работу, направленную на реализацию целей поликультурного образования младших школьников;
  • организационно-методические возможности для реализации программы (материальные, организационные, психолого-педагогические и методические).

Период и этапы реализации программы

Программа «Диалог культур» рассчитана на детей 3-7 лет, сроком реализации на 5 лет. Освоение программы должно проходить в 3 этапа, первые два этапа рассчитаны на две возрастные группы:

  • 1 этап – содержание работы идет в соответствии с первым блоком Программы «Я и мой дом», вторым блоком «Мой край родной, моя родная сторона» и определяется культурой народов своего региона и семьями воспитанников;
  • 2 этап – содержание работы представлено изучением культуры народов России и мира и протекает в соответствии с третьим блоком «Я гражданин России» и четвертым блоком «Я и мир вокруг меня»;
  • 3 этап – подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на различных конференциях и семинарах, тиражирование накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач в рамках реализации поликультурного воспитания дошкольников.
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot