В настоящее время система повышения квалификации педагогических работников развивается быстрыми темпами, постоянно совершенствуется и обновляется согласно требованиям общества и государства, предъявляемым к педагогам.
Определение карьерного роста
Карьерный рост – это целенаправленно выбранный и реализуемый работником путь профессионального и должностного продвижения, гарантирующий ему профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем квалификации.
В педагогической науке вопросы карьерного роста исследуется многими учеными педагогами. В настоящее время разработана и предложена достаточно обстоятельная концепции карьерного роста, которая рассматривает карьеру в виде трехмерного конуса.
Процесс планирования карьеры по своему течению является замедленным процессом становления профессионального самоопределения, через личностные возможности, таланты, умения и взаимоотношения с окружающими людьми.
Успешность карьерного роста находится в зависимости от личных побуждений, мотивации и возможностей человека.
Относительно недавно, такое понятие как карьера не рассматривалась в рамках отечественной педагогики. Сам по себе данный термин в основном носил негативный характер, который стал пропадать в настоящее время, изменилось отношение и к желанию работников карьерного роста. Сегодня, человек, который целенаправленно строит собственную карьеру, рассматривается как целеустремленная личность, имеющая ориентацию на профессиональный рост.
Вертикальный и горизонтальный карьерный рост
Достаточно долгое время удачной признавалась только та карьера, которая подразумевала продвижение по «карьерной лестнице вверх». Однако позже было установлено, что понимание карьеры у каждого свое и продвижение как по вертикали, так и по горизонтали вызывает уважение. Так для одного карьера – это продвижение по иерархической лестнице вверх, для другого – это возможность творческого самовыражения и профессионального мастерства.
Исходя из этого, карьера в области педагогической профессии понимается в двух смыслах:
- Вертикальная карьера – продвижение по служебной лестнице вверх.
- Горизонтальная карьера – подразумевает продолжение развития и совершенствование профессиональных способностей, без изменений в иерархии служебных должностей.
Считается, что вертикальная и горизонтальная карьеры – это разные сферы жизнедеятельности в профессии, разные методы осуществления профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что по своему существу это два разных пути карьерного роста, они имеют нечто общее, что объединяет их. И вертикальная, и горизонтальная карьера сопровождаются ощущением профессиональной самоорганизованости, самостоятельности, нахождении на нужном месте и неисчерпаемость занимаемой должности.
Горизонтальная педагогическая карьера развивается при наличии следующих критериев:
- Мнение руководства о потенциале и возможностях педагога.
- Наличие у педагога необходимых внешних характеристик, положительно влияющих на карьерное перемещение по профессии (оцененная научная и исследовательская деятельности, заслуги и т.д.).
- Адекватная оценка собственных профессиональных умений и навыков, и сопоставление их с профессиональными и должностными требованиями.
- Творческая профессиональная деятельность.
- Осуществление рефлексии собственной педагогической деятельности.
Условия, необходимые для успешного карьерного роста:
- Стимулирование педагогических работников со стороны руководства образовательной организации.
- Оказание профессиональной помощи и поддержки молодым педагогам.
- Признание педагогических заслуг каждого перед всем коллективом.
Большое значение в последнее время уделяется тем педагогам, которые решили заняться научно-исследовательской работой и при этом продолжают заниматься практической работой с детьми в образовательных организациях. Количество таких педагогов в стране относительно не высоко, но все же отмечается их рост и стремление повышать собственную квалификацию.
Профессиональный рост
Профессиональный рост педагога - это процесс развития, интеграции и внедрения в педагогическую работу профессионально важных личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и навыков; функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира, что в результате ведет к сознательно новому образу жизни.
Сам педагог, а также его ожидания и представления о его профессиональном будущем имеют первостепенное значение в профессиональном росте. Сегодня профессиональный рост педагога требует особого внимания.
Существуют следующие этапы профессионального роста педагога:
- Педагогический профессионализм - является основой педагогической деятельности, при его отсутствии невозможно обучать детей в школе. Педагогическое мастерство основано на необходимой теоретической и практической подготовке учителей, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в процессе профессиональной деятельности.
- Педагогическое мастерство - это качественная характеристика педагогической деятельности педагога, то есть педагогическое и профессиональное мастерство, доведенное до высшей степени совершенства.
- Педагогическое творчество включает в себя конкретные компоненты новизны, но часто эта новизна связана не столько с продвижением новых идей и основ обучения и преподавания, сколько с модификацией методов воспитательно-образовательной работы, их конкретной модернизацией.
- Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическая инновация. Он включает в себя внедрение и апробирование новых, современных мыслей, основ и методов в учебный процесс, значительно изменяя и повышая их качество.