Педагогическая этика и ее структура
Педагогическая этика –это совокупность форм и правил поведения педагога, включающих этические и нравственные принципы организации педагогического процесса, методы построения взаимоотношений с участниками образовательной деятельности, ориентированной на результат.
Педагогическая этика предполагает наличие у педагога нравственных качеств и нравственных ориентиров поведения, освоения ими основ культурного поведения, навыков конструктивного поведения и умения строить взаимоотношения с детьми разных возрастов и особенностей развития.
Педагогическая этика включает в себя следующие компоненты:
- Педагогическая культура.
- Педагогический такт.
- Нравственные ориентиры.
- Профессиональная честь педагога.
- Педагогическая справедливость.
- Профессиональная квалификация.
учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Профессиональная этика учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные компоненты не являются единственными в структуре педагогической этики, но они отражают ее сущность и значение в организации педагогической деятельности.
Реализация педагогической этики во взаимоотношениях с учащимися
В ходе своей преподавательской деятельности, педагог осуществляет взаимодействие с учащимися. Он строит с ними взаимоотношения, ориентированные на всесторонне развитие учащегося.
Педагог выступает примером для подражания ребенка. Конечно, родители остаются главными примерами, но педагог занимает не менее важное место в процессе познания ребенком окружающего мира, демонстрации его устройства и отношений с ним на собственном примере.
Чтобы установить с учащимися положительные взаимоотношения, педагогу необходимо:
- Проявлять такт в общении. Недопустимо оскорблять учащегося, принижать его достоинство;
- Соблюдать правила культурного общения;
- Основывать свое общение на этических нормах;
- Не предъявлять к ребенку повышенных требований;
- Не повышать голос на ребенка;
- Исключать грубую лексику;
- Проявлять уважение к личности учащегося.
Все эти направления и составляют понятие педагогической этики. Их соблюдение необходимо для реализации своих педагогических навыков, применения педагогического мастерства в работе.
Педагогу необходимо выработать для себя конкретный стиль общения и построения взаимоотношений с учащимися. Он позволит сформировать авторитет в глазах детей и создать благоприятную атмосферу для обучения, познания и развития учащихся, а также выполнения педагогом своих профессиональных функций.
Педагог должен стать детям наставником и другом. Нельзя допускать взрыва эмоций и действовать, руководствуясь разумом, а не чувствами.
Рисунок 2. Этический кодекс педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все требования педагога должны быть реальными и выполнимыми для учащихся. Выражать их необходимо тактично и сдержанно. Нельзя включать эмоциональный компонент в требование. Кроме того, манера выражения требования должна быть дружелюбной и притягательной для ребенка. Это активизирует его заинтересованность в выполнении данного требования.
Профессиональная этика учителя реализуется по следующим направлениям:
- Проявление уважения к учащимся.
- Проявление любви к учащимся. Она отражает способность педагога проявлять заинтересованность тревогами и потребностями учащихся, желанием прийти на помощь и оказать поддержку в сложных ситуациях.
- Предоставление учащимся права на незнание. Педагог не должен выбирать любимчиков по уровню их успеваемости. Каждый учащийся личность, с своими особенностями развития и возможностями познания.
- Самоконтроль педагога. Нельзя позволять гневу овладеть сознанием педагога. Необходимо проявлять терпимость к ошибкам детей, независимо от того, сделаны они сознательно или нет. Также, нельзя проявлять ненависть к учащимся, даже если ребенок неприятен педагогу по каким-то причинам.
Этика делового общения педагога
Этика делового общения проявляется во взаимоотношениях педагога с:
- Руководством образовательного учреждения.
- Другими педагогами.
- Социальной сферой – другими социальными институтами и гражданами.
Этика делового общения является важным составным компонентом профессиональной этики педагога. Она необходимо для построения продуктивных профессиональных взаимоотношений педагога с другими участниками образовательной деятельности и иными заинтересованными лицами.
Этика делового общения включает в себя ряд правил построения профессиональных взаимоотношений в образовательной сфере. К ним относятся:
- Мораль не имеет абсолютной истины, а среди людей не существует судей, способных порицать этическое поведение другого. Предполагается, что нельзя судить ошибки другого человека (например, коллеги по работе), а к себе требуется предъявлять повышенные требования и претензии.
- Отношение других к нам, их общение и этическое взаимодействие полностью зависит от нас и нашего поведения.
- Построение этических отношений необходимо начинать с себя.
- Нельзя предъявлять к другим повышенные требования и ожидать большего т.е. если человек не способен на нравственный поступок, то надеяться на его совершение не стоит.
- Отношение к подчиненным должно основываться на собственном желании отношения к себя руководства.
- Отношение к руководству должно быть таким, каким вы видите и желаете отношение к себе подчиненных.
- Не давать невыполнимых обещаний.
- Несение ответственности за свою работу.
- Разграничение работы и личной жизни т.е. нужно отделять рабочие отношения от личных, даже если вы работаете с друзьями, родными и иными близкими людьми.
- Разграничение прав и свобод всех участников образовательной деятельности.
Соблюдение данных правил позволяет сформировать продуктивную систему взаимоотношений между педагогом и иными участниками образовательного пространства.
Чтобы соблюдать профессиональную этику во взаимоотношениях с учащимися и родителями, руководством и внешними институтами, педагогу необходимо непрерывно развиваться и совершенствоваться, повышать уровень своего профессионального мастерства, самообучаться и применять творческий подход к своей работе.