Сущность проектной деятельности
Метод проектов в образовании – это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения последовательно усложняющихся практических заданий, то есть проектов.
Сегодня у школ есть все необходимые средства развития проектного мышления благодаря особому виду деятельности учеников – проектной деятельности. Проектную деятельность используют в школах все чаще и чаще, но до сих пор отсутствуют представления о том, какой она должна быть.
Проект – это творческая деятельность, которая направлена на решение конкретного ряда проблем и достижение заранее запланированных результатов. Проект может включать структурные элементы доклада, реферата, исследовательской работы любого другого вида самостоятельной творческой работы учеников.
Метод проектов предполагает не просто достижение результата, но и организацию процесса достижения этого результата.
Одним из основных требований к использованию проектного метода в школе является наличие значимой творческой проблемы, требующей использовать исследовательские методы для достижения ее решения. Именно исследовательская деятельность в проектах является ведущей, на основании этого даже выделяют особый тип проектов – исследовательские.
Учебный проект – это конкретный вид деятельности, дающий возможность работать и в группе, и индивидуально, позволяющий пробовать свои силы, прикладывать полученные в процессе учебы знания, выступить с достигнутым результатом публично, что принесет пользу окружению. Эта деятельность направлена на решение какой-либо интересной проблемы, которую сформулировал сам учащийся, результат этой деятельности – нахождение способа решения проблемы, несущей практический характер, интересной и значимой для самих открывателей.
Учебный проект помогает научить детей:
- формулировать проблемы и ставить задачи;
- планировать и ставить цели содержания деятельности;
- рефлексировать и анализировать свою деятельность;
- представлять результаты деятельности в разных формах;
- искать актуальную информацию и усваивать необходимый объем знаний;
- проводить исследование.
Цели, задачи и стадии проектной деятельности в образовании
В образовательной системе проектная деятельность направлена на достижение нескольких целей:
- включить метод проектов в современный образовательный процесс на постоянной основе;
- изменить взаимоотношения участников образовательной деятельности, ориентироваться на партнерство и сотрудничество учащихся и педагога, их совместный поиск новых знаний, а также овладеть умениями использовать этот объем знаний на практике во время достижения необходимых результатов;
- сформировать личностные компетенции.
Основа учебного процесса – не просто сотрудничество педагога с учениками, но и продуктивное взаимодействие самих учеников, направленное на совместное решение поставленных проблем, формулировку целей, планирование этапов деятельности и достижение значимого результата.
На практике реализация проектного метода приводит к изменению функций и ролей учителя. Он становится организатором, консультантом и партнером познавательной деятельности своих учащихся.
В рамках школьной программы, основой проектного метода выступает развитие умений самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном поле, а также развитие творческих и познавательных навыков учеников и критического мышления.
Метод проектов предполагает выполнение творческой работы посредством реализации следующих ее стадий:
- сформулировать проблему и проанализировать задачи;
- разработать модели решения поставленной проблемы;
- выбрать необходимые инструменты и обосновать их;
- запланировать этапы деятельности;
- составить план и скорректировать его при необходимости;
- написать отчетную документацию;
- защитить выполненную работу.
Способность сформулировать задачи представляет собой высший уровень проектной деятельности, достичь которого могут не все. Проектной деятельностью предполагается четкая последовательность действий, формулировка проблем, выработка реальных гипотез и их проверка в соответствии с составленным планом, все это должно быть учтено при составлении методического плана.
Организуя исследовательскую работу, направленную на создание проекта, нужно начать с освоения технологии его разработки.
Перед учениками ставят следующие задачи:
- получение необходимого объема знаний и представлений, касающихся методов проектной деятельности;
- обучение самостоятельной работе, направленной на разработку и реализацию проекта;
- использование современных информационных технологий;
- обучение предоставлению полученных результатов проектной деятельности.
Механизм формирования активности учеников состоит в потребности в деятельности, интересе к творчеству, формировании ориентации на создание нового продукта и наличии социальных установок на его реализацию, а также достижение поставленных целей.
На сегодняшний день, метод проектов получил широкое распространение и могут применяться в любой учебной дисциплине, и предполагают решение задач большого объема, но это относится только к ученикам средних и старших классов.
Проектная деятельность предполагает организацию сотрудничества учителя с учениками, а также развитие личности учащегося, их самостоятельности, творческих способностей, предоставляет возможность формировать значимые умения у учеников. Она дает возможность сочетать все формы работы, как индивидуальные, так и групповые.
Важная характеристика метода проектов в образовании – гуманизм, уважение и внимание к личности каждого учащегося, а также позитив, направленный на развитие и обучение личности учеников.
Иными словами, метод проектов в образовании представляет организованную определенным образом исследовательскую и поисковую деятельность. Проектная деятельность для учеников представляет возможность полностью раскрывать свой творческий потенциал, посредством самостоятельного формулирования задач, направленных на решение интересной для ученика проблемы.
Метод проектов – один из методов образования учеников, направленный на выработку самостоятельных проектных навыков. Основа метода проектов – развитие творческих навыков учеников, умение самостоятельного формирования своих знаний и умений гармоничной ориентации в информационном пространстве. У метода проектов есть и своя особенность – самостоятельность выбора, способствующего повышению мотивации учеников, развитию творческих инициатив и формированию чувства ответственности за свой выбор.
Главным фактором метода проекта выступает стремление к самоутверждению. В отличие от других методов, которые используются в школьной практике, метод проектов направлен разрешение конкретных проблем, на достижение практически значимого результата и включающего в себя элементы всех других школьных методов.