Дополнительное образование – это образование, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека, совершенствование имеющихся у него знаний и повышение общего уровня его образованности.
Характеристика программ нового поколения дополнительного образования для дошкольников
Дополнительное образование имеет ряд отличительных характеристик, которые заключаются в следующем:
- Основой его является личностно-ориентированный подход.
- Основной его инструмент «человек – цель».
- Оно направлено на приобщение ребенка дошкольного возраста к полноценной самостоятельной жизни в рамках современного общества.
- Нацелено на формирование у детей дошкольного возраста механизмов личностного саморазвития средствами познавательной активности.
- Имеет непредсказуемое и спонтанное развитие.
- Образовательный процесс предполагает обязательный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка дошкольника.
- Оценка личностного развития осуществляется не только педагогом, но и самими детьми, посредством самооценки.
- Предусматривает свободу личности и ее развития.
- Позитивное и положительное отношение к каждому ребенку, основанное на уважении его личности.
- Осуществление корректировки поведения и отдельных черт личности каждого ребенка.
Современные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста разрабатываются на основании ряда принципов:
- Ориентировка на гуманитаризацию содержания, что позволяет гармонично сочетать в себе общечеловеческие и национальные ценности.
- Направленность на формирование у детей дошкольного возраста эмоционально-образного и целостного восприятия картины мира.
- Ориентировка на более значимые темы и образовательные области для личностного развития детей дошкольного возраста. Особенно если данные области актуальны, но не представлены в основных образовательных программах.
- Формирование и развитие у дошкольников ключевых компетенций.
- Обязательный ориентир и опора на содержание основных образовательных программ, используемых в системе дошкольного воспитания.
- Реализация единства образовательного процесса, организованного в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.
Таким образом, программа дополнительного образования, имеет преимущественно личностно индивидуализированный и центрированный характер. Она направлена на формирование у детей дошкольного возраста познавательных качеств личности, необходимых для её целостного развития.
Условия проектирования программ дополнительного образования для дошкольников
Одной из отличительных особенностей программ дополнительного образования является их равная обращенность как к педагогу, так и к ребенку дошкольного возраста (воспитаннику). Именно поэтому при проектировании программ дополнительного образования учитывают, что они обязательно должны включать в себя не только развивающую информацию для детей, но и информацию для педагогов, по точному пониманию цели дополнительного образования и его значимости в развитии ребенка дошкольного возраста.
Для создания необходимых условий качества дополнительной образовательной программы нового поколения предусматривается:
- Содержание должно соответствовать последним научным разработкам организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста.
- Использование в дополнительном образовании инновационных авторских методик и технологий.
- Периодическое осуществление мониторинга реализуемых программ дополнительного образования, проверка их соответствия актуальным требованиям.
- Внедрение в образовательный процесс авторских долгосрочных и среднесрочных программ дополнительного образования, с целью выявления их эффективности и возможности использования на постоянной основе.
Проектирование и разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования.
Логика проектирования программ нового поколения дополнительного образования для дошкольников
Первым этапом проектирования и разработки программы дополнительного образования детей дошкольного возраста, является осознание специфики нормирующего документа.
Второй этап состоит в проектировании содержания программы, которое опирается на:
- Четкие представления разработчиков о сущности понятия «образовательная программа дополнительного образования».
- Специфику дошкольного возраста.
- Комплекс нормативов, определяющих главную стратегию дополнительного образования, его цель и задачи, уровень и тип образования, наличие педагогических кадров и их потенциала.
Логика проектирования программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста основана на следующих критериях:
- Направленность на ликвидацию несоответствия реализуемой образовательной программы и потребностей ребенка дошкольного возраста.
- Направленность на оснащение детей дошкольного возраста новыми знаниями, умениями и навыками, осознание их ценности и значимости для личностного развития, а также для последующего выбора будущей профессии.
- Минимизация разрыва между «образованием» и «культурой». Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие.
Характерной чертой программы дополнительного образования является её взаимодействие с всевозможными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами и практиками. Инновационная программа дополнительного образования дает возможность приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).