Значимость проектной деятельности в речевом развитии младших дошкольников
Проектирование – это создание проектов реализации какой-либо деятельности, предполагающее определение ее целевого назначения, содержания, участников проекта, этапов его реализации, анализа и мониторинга.
Проектирование в дошкольном образовании имеет важное воспитательное значение. Проектирование речевого развития младшего дошкольника осуществляется на основе сотрудничества между педагогами, детьми, их родителями и иными заинтересованными лицами и институтами социума.
Значимость проектирования в речевом развитии младшего дошкольника заключается в следующем:
- Оно позволяет развивать у детей навыки наблюдения;
- Проектирование формирует аналитические способности ребенка;
- Проектирование развивает навыки сравнения и обобщения информации;
- Благодаря проектированию ребенок учится делать умозаключения и выводы;
- Проектирование способствует развитию мыслительной деятельности ребенка, что в свою очередь положительно влияет на его речь;
- Логическое мышление формируется в процессе проектирования;
- Развитие творческого мышления, навыков использования креативных подходов в своей деятельности;
- Оно обеспечивает психологическое равновесие детского организма;
- Проектирование развивает любознательность.
Использование проектной деятельности в качестве инструмента речевого развития младшего дошкольника объясняется тем, что современное общество с каждым днем сталкивается с возрастающим количество дефектов речи у детей. Все эти дефекты носят различный характер: от задержки в речевом развитии до наличия разной степени речевых патологий.
Речевые нарушения возникают у детей по разным причинам. Однако, они связаны, прежде всего, с наличием у ребенка проблем в социальном развитии и психологическими дисфункциями. Это проявляется в агрессивном поведении, замкнутости детей, гиперактивном или пассивном социальном поведении, эмоциональном торможении и др. В результате происходит нарушение мыслительной деятельности ребенка, а соответственно и его речи, усложняется процесс его нравственного воспитания и развития коммуникативных навыков.
Проектирование является важным методом современной системы дошкольного образования. Оно позволяет развить речь ребенка на основе формирования у него навыков самостоятельной деятельности различной ориентации: исследовательская, познавательная, созидательная, продуктивная.
Проектирование речевого развития ребенка позволяет решить проблемы и устранить речевые нарушения в кратчайшие сроки. Это возможно за счет того, что проект – это, в первую очередь, система взаимодействия педагогов, детей и родителей, нацеленная в своей деятельности на конкретный результат – развитие нормальной полноценной речи ребенка.
Проектирование открывает возможности создания естественных условий, в которых реализуется построение контактов и коммуникаций, а также практическое взаимодействие между взрослыми и детьми.
Проектирование привлекает к воспитательному процессу родителей и развивает их заинтересованность в принятии участия в педагогическом процессе и воспитании своего ребенка, работе над устранением его речевых и иных проблем в развитии.
Разновидности проектов и их содержание
Речевое развитие младшего дошкольника осуществляется за счет применения разнородных проектов. Они отличаются своей предметной ориентацией и содержанием.
Все проекты, применимые в речевом развитии младшего дошкольника, можно подразделить на две большие группы:
- Монопроекты – проекты, которые содержат программу только одной сферы образования и, ориентированные на решение проблем и задач данной области.
- Интегрированные проекты – проекты, содержание которых не ограничивается рамками одной образовательной сферы, а отражает комплекс разных областей и, ориентируется на решение проблем из различных областей обучения.
Для речевого развития ребенка наиболее активно применяются монопроекты. Это обусловлено их ориентацией на развитие всех сторон речи ребенка, формирование у детей навыков свободного общения и построения коммуникативного взаимодействия, а также усвоение практической разговорной речи и усвоение норм ее применения в обществе.
Что касается интегрированных проектов, то они ориентированы на решение задач развития речи ребенка вместе с коммуникативными навыками и иными сторонами его личности. Такие проекты применяются в разнообразных сферах и направлениях деятельности младшего дошкольника, которые требуют речевого сопровождения: проект можно внедрить в игру, коллективную трудовую деятельность, в музыкальные и художественные разновидности детского творчества, чтение литературы. Любой интегрированный проект ориентирован на решение совокупности воспитательных и образовательных задач подрастающего поколения. Поэтому, над развитием речи ребенка можно работать непрерывно.
Содержание проектов включает в себя разнообразные игры и упражнения, которые используются в коррекционной логопедической практике, социальной и психологической профилактической работе, устранении психических отклонений в развитии ребенка данной возрастной категории.
Среди проектов, используемых в речевом развитии младшего дошкольника можно выделить несколько разновидностей, эффективность применения которых является наиболее высокой. К ним относятся:
- Обмен подарками. Дети придумывают подарок, который они хотят подарить другу и изображают его мимикой и жестами;
- Сравнение. Дети выбирают объект из окружающего мира и сравнивают себя с ним, производя перечисление своих основных признаков, особенностей развития и признаков объекта, определяют сходства и различия. Занятие можно дополнить обсуждением с педагогом причин выбора того или иного объекта для сравнения;
- Передача улыбок. Дети садятся в круг и передают друг другу улыбки, поворачиваясь к рядом сидящему соседу;
- Любезность. Эта игра предполагает развитие доброго общения между детьми. Дети должны сказать пару хвалебных слов или фраз в адрес другого ребенка, выделить его положительные качества, похвалить за что-то;
- Пальчиковые игры – пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр;
- Сбор мозаики. Такие игры ориентированы на развитие мелкой моторики, а также формирование у детей навыков коллективного взаимодействия и общения.