Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соотношение воображения и речи в контексте смысловых полей в общении

Определение 1

Воображение - это способность индивида непреднамеренно или преднамеренно выстраивать образы, представления объектов, которые в его прежнем опыте в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств.

Особенности воображения и речи

Воображение представляет собой психический процесс создания нового в форме образов, представлений или идей. Люди способны в мыслях представлять себе то, что в прошлом не воспринимали или не совершали, у них могут появляться образы предметов и явлений, с которыми они ранее не встречались. Будучи тесным образом связано с мышлением, воображение характеризуется большей неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения характерен лишь для человека. Он становится неотъемлемым условием осуществления трудовой деятельности. Воображение всегда представляет собой определенный отход от действительности. Но в любом случае источник его — это объективная реальность.

Воображение является образным конструированием содержания понятия о предмете (проектирование схемы действий с ним). Оно происходит еще до того, как сформируется само понятие, а схема получает отчетливое и реализованное в соответствующем материале выражение.

Речь является языком в действии. Язык – это система знаков, которая состоит из слов с их значениями и синтаксиса (набора правил, по которым выстраиваются предложения). Принято рассматривать несколько базовых функций языка:

  • Язык как средство существования, благодаря которому происходит передача и усвоение общественно-исторического опыта;
  • Язык в качестве средства общения (коммуникации);
  • Язык как орудие интеллектуальной деятельности (восприятие, память, мышление, воображение).

Связь воображения с речью

«Соотношение воображения и речи в контексте смысловых полей в общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Речь в контексте смысловых полей общения является самым главным способом передачи информации. Воображение также представляет собой способ обработки информации. Тем не менее, если речь – это конкретная информация, которая передается от одного человека другому, то воображение выступает как способ обработки информации, которая получена благодаря органам чувств (зрению, осязанию).

Наблюдение за развитием воображения показывает зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в развитии речи ведет также к задержке развития воображения. Речь может освобождать детей от непосредственных впечатлений, способствуя формированию их представлений о предмете. Речь дает им возможность представлять себе определенный предмет, которого они не видели, и мыслить о нем.

Все виды информации обрабатываются правым полушарием головного мозга. Оно же одновременно отвечает за интуицию. В левом полушарии закладываются базовые понятия о предметах и явлениях, а именно правое полушарие начинает показывать в голове воображаемую картинку. Без нее и сопутствующих ей образов человек не смог бы овладеть процессом речи.

Воображение и речь – это две соотносящиеся и взаимосвязанные функции головного мозга. За их развитие несет ответственность правое полушарие. По своей сущности воображение также представляет собой своеобразную речь. Только она не вербальная, а мысленная.

Соотношение категорий в рамках смысловых полей в общении

Семантическое поле представляет собой систему ассоциативных значений, которые непроизвольно возникают вокруг одного слова. Наличие смыслового (семантического) поля дает возможность людям быстро отбирать слова в процессе коммуникации. Благодаря полю люди быстро находят подходящую замену слову, которое требуется для вербализации процесса. В этом процессе важно соотношение речи и воображения.

В исследованиях, которые касаются изучения воображения у детей с нормальным развитием, специалисты подчеркивают тесную взаимосвязь воображения и речи. Речь дает возможность детям включать в воображение не только конкретный образ (несколько образов), но и более отвлеченные представления и категории. Кроме этого речь помогает переходить от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

С. Л. Рубинштейн писал, что отличительная особенность воображения представлена своеобразным «отлетом от действительности». В этом случае на основе отдельного признака реальности происходит построение нового образа, а не просто реконструкция и перестройка имеющихся представлений, что присуще для функционирования внутреннего плана действий. Один из основных вопросов при рассмотрении развития воображения касается специфики средств, используемых детьми в формировании продуктов воображения.

Начало развития воображения ребенка связано с завершением стадии раннего детства, на которой он показывает способность замещать одни предметы другими и применять одни предметы в роли других (символическая функция). Последующее развитие воображение получило в играх, в которых символические замены осуществляются достаточно часто с помощью различных примеров и средств.

Развитию воображения у детей способствует усвоение речи. Речь предназначена для освобождения ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяя выходить за их рамки. А. Р. Лурия считал, что это приводит к формированию как бы второй действительности.

Развитое воображение становится важнейшим критерием готовности ребенка к обучению в школе. В школьный период воображение, как и прочие психические процессы, начинает приобретать и закреплять собственные произвольные формы. Л.С. Выготский писал, что задержка в речевом развитии приводит и к задержке в развитии воображения.

Большинство исследователей утверждает, что уровень развития речи дошкольника соотносится с уровнем развития их воображения в контексте смысловых полей в общении. Предполагается и наличие зависимости уровня развития воображения и речи при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему. Для проведения исследований в этой области часто используются критерии Спирмена и Вилкоксона.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot