Социальные институты
Процесс социального становления человека продолжается на протяжении всей его жизни в разных социальных институтах. К основным социальным институтам, удовлетворяющим фундаментальные, непреходящие общественные потребности, относят:
- религию;
- политику;
- экономику;
- образование;
- семью.
Социальный институт – это целостный компонент социальной общественной структуры, в котором интегрировано и скоординировано множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных областях жизни общества. Каждым институтом выполняется своя, характерная только ему социальная функция.
Наибольшее влияние на становление личности ребенка и его социализацию оказывают семья и школа.
Успешно решить все задачи воспитания можно только при условии успешного взаимодействия семьи и школы, а также других общественных институтов. Их сотрудничество становится все актуальнее и востребованнее.
Семья – это общественный институт, в котором протекает социализация ребенка, идет усвоение общечеловеческих норм, ценностей в процессе взаимоотношений с другими людьми, осуществляется формирование первых устойчивых впечатлений об окружающем мире.
С семьей человек неразделим на протяжении всей жизни, меняется только его роль. В семье не только закладываются основы личностного формирования, но и обеспечиваются важнейшие условия ее развития.
Семейное воспитание обладает многими преимуществами:
- оно базируется на родительском авторитете;
- в нем оказывается индивидуальное воздействие непосредственно на личность конкретного ребенка;
- семья в качестве социальной микрогруппы, передает новому поколению разносторонний социальный опыт;
- оно является важнейшей ступенью личностной социализации.
В текущих условиях социально-экономического развития, семья пребывает в кризисе, выраженном резким снижением ее основных функций, включая воспитательную. В результате этого снизился уровень нравственного поведения, изменились мотивы деятельности нового поколения. Так как многие семьи не смогли приспособиться к новым условиям, идет разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, усиливается конфликтность отношений супругов, родителей и детей, наблюдается усиление социальной тенденции самоустранения многих родителей от решения проблем воспитания и личностного развития детей.
Отношения школы и социального окружения
Отношения семей и образовательных учреждений характеризуются проблемами, связанными с несовпадением взаимных ожиданий, ввиду чего увеличивается недоверие родителей к учителям и воспитателям. Многие семьи не устраивает качество дошкольного и школьного образования, они аргументируют свое недовольство тем, что образовательные учреждения не уделяют должного внимания детям, у детей не формируется способность самореализовываться, родителям не оказывается необходимый уровень психолого-педагогической помощи.
Школы же, в свою очередь, предъявляют ряд серьезных претензий к родителям детей, имеющих проблемы в обучении и поведении, обвиняя их в недостаточной воспитательной компетентности, невыполнении своих обязанности относительно собственных детей, и не создании требуемых условий для удовлетворения потребностей детей быть защищенными, здоровыми. И действительно, многими родителями не осознается их гражданская и личностная ответственность за развитие, воспитание и обучение детей.
Однако школа не способна заменить семью или иное социальное окружение, решить множество социально-экономических и материальных проблем, она только может поднять воспитательный потенциал и авторитет семьи через организацию продуктивных взаимоотношений с родителями учеников.
Более эффективным является взаимодействие, в котором каждая сторона – это и объект, и субъект одновременно. Полноценное взаимодействие базируется на доброжелательности, такте, уважении, вере, оптимизме, откровенности. Определенная роль отведена взаимозависимости и взаимопониманию, так как успех одного субъекта взаимодействия обусловлен усилиями и действиями другого.
Организация сотрудничества школы и прочего социального окружения детей в вопросах воспитания и выработки единой педагогической позиции происходит посредством:
- включения родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
- правового просвещения родителей;
- оказания помощи родителям в вопросах семейного воспитания;
- оказания родителям материально-финансовой помощи школе;
- совместной со школой организацией социальной защиты детей;
- организацией здорового образа жизни детей в семье и школе.
Выделено четыре основных направления в соответствии с которыми может быть организовано взаимодействие семьи и школы.
- Формирование активной педагогической позиции родителей – педагоги базируются на положительном опыте семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе, чтобы усилить положительные тенденции и нивелировать отрицательные. Следствие такого типа педагогического взаимодействия – участие родителей в процессах воспитания не только своего ребенка, но и всего класса.
- Вооружение семьи теоретическими знаниями и практическими навыками в области педагогики.
- Взаимодействие социальной службы с семьями – чтобы успешно организовать образовательный процесс, необходимо обладать знаниями о ситуации в семье, оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в процессе воспитания детей.
- Вовлечение родителей в деятельность органов школьного самоуправления – родители юридически не являются школьным коллективом, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
Объединение усилий педагогов и членов семьи школьника возможно только в ситуации взаимного и уважительного признания ими позиционного равенства друг другу. Первые шаги в данном направлении должны делать учителя, так как это входит в их компетенции, показывает их профессионализм.