Общая характеристика
Проблема педагогического исследования является констатацией факта недостаточности достигнутого уровня знания к данному моменту, следствием открытия новых связей или фактов, выявления логических изъянов и ошибок существующих теорий или появления новых запросов общественной практики, требующих выхода за пределы уже имеющихся знаний.
Для того, чтобы обозначить нуждающуюся в исследовании педагогическую проблему, необходимо владеть современным состоянием науки, уметь соотносить его с уровнем развития науки и потребностями практики, выявлять недостающие компоненты.
В основе любой педагогической проблемы лежит противоречие между существующей теорией и новыми фактами, знанием и незнанием, когда наука оказывается не в состоянии объяснить эти факты, вследствие закрытости их сущности и неопределенности закономерных связей явлений.
Подходить к определению педагогической проблемы исследования можно, исходя из: запросов практики; запросов развития самой педагогической науки. В обоих случаях непременным показателем выбора проблемы становится ее актуальность, необходимость для дальнейшего развития и/ или решения какого-либо насущного вопроса педагогической практики. Обнаруженная педагогическая проблема отображается в теме исследования.
Классификация проблем педагогического исследования
Все проблемы педагогического исследования можно подразделить по степени их структуризации: по осознанности и ясности их постановки; по степени конкретизации и детализации представлений о составляющих их элементах и взаимосвязях между ними; по соотношению качественных и количественных факторов, лежащих в основе постановки проблемы.
На основании степеней структуризации выделяют следующие классы проблем:
- Хорошо структурированные - количественно сформулированные.
- Слабо структурированные (смешанные), включающие качественные и количественные оценки.
- Неструктурированные - качественные проблемы.
Для решения количественно сформулированных проблем используют математический аппарат исследования операций, для смешанных проблем - системные методы, а для качественных проблем - эвристические методы.
Любая проблема должна быть правильно постановлена. Грамотная постановка проблемы реализуется через следующие действия.
Формулирование проблемы, включающее выдвижение центрального вопроса – вопрошение, фиксацию противоречия, лежащего в основе проблемы – констрадиктация, предположительное описание ожидаемого результата – финитизация.
Построение проблемы, включающее операции: стратификации (деление проблемы на более мелкие подвопросы); композиции (группировка вопросов и определение последовательности их решения); локализации (ограничение известного от неизвестного, а также поля исследования в соответствии с потребностями и возможностями исследования); вариантификации (создание установки на возможность замены какого-либо вопроса проблемы любым иным, поиск альтернатив).
Оценка проблемы, с характерными действиями специалиста:
- кондификация (определение всех условий важных для решения проблемы, в том числе приемы, методы, средства и т.д.);
- инвентаризация (проверка имеющихся предпосылок и возможностей);
- когнификация (определение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в информации, требуемой для решения проблемных вопросов);
- уподобление (нахождение ответов на уже решенные проблемы, подобные исследуемой);
- квалификация (отнесение проблемы к какому-либо типу).
Обоснование проблемы, заключающееся в последовательной реализации процедур экспозиции (а именно, установление генетических, содержательных и ценностных связей исследуемой проблемы с другими вопросами); актуализации (доказательства реальности проблемы); компрометации (выдвижение возражений против исследуемой проблемы); демонстрации (синтез результатов, полученных во время актуализации и компрометации).
Обозначение проблемы, включающее: разъяснение (экспликацию) понятий; перекодировку (трансляция проблемы на обыденный или научный языки); интимизацию понятий (выражение проблемы и подбор понятий, которые наиболее точно фиксируют ее смысл.
Источники проблем педагогических исследований
Источники проблем педагогических исследований разнообразны содержанию, происхождению, по опредмеченности и способу фиксации.
К основным источникам проблем педагогических исследований относятся:
- Письменные источники. В них педагогические факты изложены в письменном виде (рукописные и печатные материалы): учебные пособия и учебники, методические разработки и рекомендации, педагогические монографии, труды классиков педагогики; документы органов образования (инструкции, приказы, уставы, положения, циркуляры); документы государственных органов, общественных организаций, касающиеся вопросов образования и воспитания (организации летнего отдыха, о базовых предприятиях трудового обучения и т.п.); учебно-отчетная документация (учебные программы, планы, отчеты работы образовательных учреждений, методических объединений, педагогических советов, акты инспекторских проверок и др.); материалы педагогических чтений разного уровня; программы праздников, фестивалей, конференций, олимпиад, спартакиад, и т.д.; материалы периодической печати.
- Изустные источники. Воспринимаются на данный момент устно и ничем не закреплены. К ним относятся: доклады, лекции, речи, беседы, консультации, инструкции, содержание совещаний, конференций, семинаров, «круглых столов», диспутов, трансляции фонозаписи и т.д.
- Практическая деятельность. Постоянно обновляющийся, массовый источник.
- Статистические источники. Предоставляют количественные характеристики развития личности, явлений воспитания, вопросов образования и т.п.
- Наглядно-изобразительные педагогические источники. Включают фото-, фоно-, видео- и киноматериалы, документы педагогического содержания. Предоставляют наглядные и конкретные факты о педагогических явлениях.
- Вещественные источники. Предметы и вещи исследуемых лиц (вещи школьника, учебные принадлежности, макеты, модели, приборы и т.д.).
- Народная педагогика. Народные традиции, обряды, обычаи, фольклор, народные игры, праздники, песни, шутки, танцы, прибаутки, дразнилки, считалки, народные приметы и поверья, предания и сказы, трудовые и иные отношения в обществе и семье.
- Произведения искусства. Имеют содержательную сторону, которую можно рассматривать с позиции педагогики.
- Материалы смежных наук.
- Информационная педагогика. Исследует в педагогических явлениях информационные процессы.