Сущность инноваций в системе обучения
Под инновацией понимают что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Исходя из этого, инновация понимается и как средство, и как процесс. Вне зависимости от того в качестве чего применяется инновация (средство или процесс), основным является то, что вводится что-то новое.
Непосредственно в педагогическом процессе инновация применяется для введения новых целей, методов, средств, приемов и технологий обучения и воспитания, а также с целью совершенствования совместной деятельности педагога и детей.
Основная цель инновационной деятельности в системе обучения – подготовка полноценного члена общества, готового продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях.
Сущность инновационной деятельности в обучении заключается в переориентации обучения, во главу образования ставится потенциал личности и его успешное развитие.
В настоящее время образование должно быть направлено на развитие механизма инновационной деятельности, поиска разнообразных творческих и креативных путей решения практических и жизненных задач (ситуаций).
Таким образом, инновационная деятельность в системе обучения направлена на качественное изменение личности ребенка, в сравнении существующими традиционными системами воспитания и обучения.
Достижение цели становится возможным при внедрении в образовательную деятельность инновационных технологий. Инновации внедряются в дидактические и воспитательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях. Они призваны для того, чтобы мотивировать детей на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, творческого подхода к решению практических задач и жизненных ситуаций, максимальное раскрытие природных способностей и врожденных задатков.
Внедрение инновационной деятельности в систему обучения достигается посредством введения новейших достижений науки и практики в учебную (воспитательную) деятельность.
Значимость инноваций в образовании заключается в том, что благодаря им, можно не только раскрыть потенциал ребенка, но и достичь его нравственного совершенства, способного обеспечить эффективную социализацию и последующую жизнедеятельность в рамках современного социума.
На сегодняшний день инновационная деятельность в системе обучения является одним из приоритетных направлений развития государства и его экономики, науки и техники. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.
Проблемы образования накапливаются во всех его сферах – методологии, технологии и стандартизации. Тем самым подготовка современных членов общества осуществляется в рамках морально устаревшей системы образования.
Выделяют следующие актуальные проблемы существующей системы образования:
- Образовательные стандарты и учебные программы не всегда полностью соответствуют интереса и способностям учащихся, а также тем запросам к подрастающему поколению, которые предъявляются к нему со стороны общества.
- Значительно различие в темпах развития науки и техники, и их процессу внедрения в учебную деятельность.
- Конфликт между сторонниками концепции многостороннего развития и узкой специализации.
Таким образом, указанные проблемы требует пересмотра существующей системы образования, внедрения в нее новых, современных и актуальных технологий обучения. В первую очередь это касается совершенствования системы подготовки педагогических кадров.
Проблемы инноваций в образовании
Внедрение инновационной деятельности в систему обучения столкнулось с рядом проблем, буквально на первых этапах разработки и внедрения.
Основные проблемы инновационной деятельности в системе обучения:
- Невозможность предсказать эффективности внедряемой инновации.
- Недостаточная оснащенность образовательного учреждения необходимыми методическими и техническими средствами для реализации внедряемой технологии.
- Недостаточная профессиональная подготовка педагога, отсутствие у него практического опыта работы с инновационной технологией.
Однако, несмотря на существующие проблемы, попытки внедрения инновационной деятельности в обучение проводятся постоянно. В настоящее время инновационную деятельность принято классифицировать и подразделять на несколько видов. Каждая из инноваций имеет свои проблемы.
Классификация видов инновационной деятельности и их актуальные проблемы применения в системе обучения:
- Аналоговая инновация – основана на изменении оценочной шкалы учащихся (1000 бальная шкала). Проблема введения данной инновации заключается в том, что по итогу обучения учащимся выдают аттестаты, в которых согласно законодательству должны стоят оценки, установленные государственным стандартам по пятибалльной шкале.
- Комбинированная инновация – объединяет между собой несколько образовательных блоков, которые при объединении выдают совершенно новый подход к обучению. Проблема внедрения заключается в том, что не все общеобразовательные школы имеют необходимую техническую и методическую оснащенность и обеспеченность кадрами, способными данную инновацию реализовать.
- Ретро инновация – внедрение в процесс образования исторических подходов. Чаще всего организуются на базе лицеев и гимназий, так как они обладают всеми необходимыми ресурсами.
- Сущностная инновация – внедрение в процесс обучения инноваций, которые ранее не использовались и являются тестовыми. Проблема внедрения такой инновации состоит в том, что невозможность дать гарантированной ответ на то, будет ли она эффективна в обучении.
Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обученности, современной молодежи.