Обществознание в начальной школе
Обществознание – это комплекс дисциплин, объект исследования которых – разнообразные стороны жизни общества.
В современном обществе из-за все возрастающих темпов цивилизационного развития, а также возрастанием сложности современной действительности, все сложнее становится необходимость сформировать у детей младшего возраста целостную картину мира.
На сегодняшний день в разных школах России в начальных классах начал появляться предмет, основой которого является человек и целостное общество в прошлом и настоящем. Этот предмет может называться по-разному в зависимости от школы:
- «Моя Родина – Россия»;
- «История Отечества»;
- «Введение в историю»;
- «Народоведение» и пр.
Обязательный минимум содержания обучения по данному предмету в начальной школе, представлен интегрированной образовательной областью под названием «Окружающий мир», включая элементы истории, права, экономики и общей безопасности жизни людей. При этом считается, что особую роль играет краеведение, так как около 25% знаний усваивают на материале о родном крае. Безусловно, в начальной школе детей предварительно знакомят с названными областями знаний. Используя вышеуказанные науки конкретизируют такие базовые понятия окружающего мира, как «человек», «природа» и «общество». Перед младшим школьником ставят ряд вопросов: «Как устроен мир?», «Как жили люди в прошлом?» и пр.
Понятие образовательной области знаний дает возможность школе и учителю самостоятельно называть предметы и расставлять акценты на курсе. Методике работы с историческим материалом в начальной школе должно отводиться много времени, так как это необходимо для удовлетворения требований образовательного минимума, в котором основная часть отводится именно историческим материалам.
Цели изучения обществознания в начальной школе
Цели и содержание обучения обществознанию в начальной школе:
- формировать ряд первичных представлений, касающихся человека, окружающего мира, страны, малой родины, гражданства, государства, правил и норм жизни общества, а также взаимосвязь явлений окружающего мира, ознакомить младших школьников с наиболее значимыми фактами из истории Родины, а также событиями современного периода;
- подготавливать учащихся к изучению истории, географии, краеведения, граждановедения и обществознания в средней и старшей школе, то есть на более высоком уровне;
- развитие у учеников начальной школы следующих умений и навыков: выделение главной мысли и фактов в отрывке учебных исторических текстов, сравнивать отдельные исторические события, аргументировать имеющиеся у них знания, то есть приводить примеры и называть ряд существенных признаков. Также дети учатся составлению простых планов исторического рассказа, составлению рассказа по иллюстрациям, работе с хронологией, то есть соотнесению года с веком, установлению последовательности событий, работе с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Также дети учатся демонстрации основных объектов на исторической и географической картах, умению извлекать необходимую информацию не только из вербальных и текстовых источников, но и из невербальных, например, образцов предметной и изобразительной деятельности, объяснению некоторых исторических терминов;
- воспитывать интерес и толерантное отношение и уважение к истории и культуре народов, формировать ряд ценностных ориентаций и убеждений учащихся, основанных на историческом опыте, закладывать первоначальные мировоззренческие основы.
Если в начальной школе преобладает ряд образовательных целей, то в начальной школе важнее развитие детей. Перед средней школой ставят задачу преподавать систематические курсы учебных предметов. В начальной же школе должны обеспечить готовность ребенка овладевать систематическими курсами. Иными словами, учителя начальных классов несут большую ответственность по сравнению с учителями среднего и старшего звена школы. Так как если у детей не сформируются элементарные, базовые навыки, то позже, в средней школе, у учеников не будет достаточного уровня подготовленности для усвоения необходимого объема знаний.
Содержание преподаваемой в начальной школе обществоведческой информации находится в прямой зависимости от массы факторов. Например, от учебников и учебных пособий, которые имеются в распоряжении учащихся, интересов учителя, преподающего данный предмет, специфики школы, но, не зависимо от названия курса, какие бы акценты не были в него введены, в любом случае, в него должен быть включен обязательный минимум содержания начального общего образования. Данный документ закреплен Государственным образовательным стандартом и введен приказом Министерства образования.
На сегодняшний день учебник представляет собой основное средство обучения и один из основных источников систематизированных знаний.
На современном рынке учебных пособий представлено огромное количество учебников по обществознанию. Нужно отметить, что ни в одном из них не охвачен весь образовательный объем, только отдельные его разделы. Полнее и разнообразнее всего представлен и разработан пропедевтический исторический курс. Для некоторых учебников существуют методические пособия для учителей и рабочие печатные тетради. То есть, можно вести речь об учебных комплектах.
Текстовые материалы должны быть образны, просты и доступны для понимания детей младшего школьного возраста, с иллюстративным и картографическим материалом. В тексте не должно быть громоздких синтаксических конструкций, которые ребенок не в силах понять.
Безусловно, свою роль играет и структура текста. Хорошо, если важные моменты выделены другим шрифтом, например, важные слова, которые необходимо запомнить, определения и пр. Присутствует словарь терминов, так как курс обществознания предполагает использование незнакомых для детей слов, требующих объяснения доступным детям образным языком.