Необходимость формирования финансовой грамотности младшего школьника
Финансовая грамотность – это знания и навыки личности в области применения финансовых ресурсов и принятия финансовых решений.
Финансовая грамотность необходима каждому индивиду. Она позволяет его успешному финансовому развитию, устранению материальных проблем и улучшению финансового благополучия.
Рисунок 1. Финансовая грамотность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Финансовую грамотность необходимо развивать с раннего детства. В условиях современного общества, когда экономика не только развивается быстрыми темпами, но и сталкивается с рядом важных проблем и кризисов, требуется ознакомление детей с правильным пользованием финансовыми средствами. Ребенок должен знать о финансовом положении своей семьи, ее возможностях и проблемах. Он должен понимать на покупку каких игрушек может рассчитывать.
Кроме того, ребенка необходимо ознакомить с правилами планирования своих расходов и трат карманных денег.
Навыки управления финансовыми ресурсами не являются врожденными. Они формируются специальными усилиями: развитием теоретических представлений о финансах, практическими направлениями применения финансовых ресурсов, формированием привычек, представлений и материальных ценностей.
Формирование финансовой компетентности необходимо по той причине, что ребенок может столкнуться с рядом мнений своих сверстников, чьи семьи имеют разное материальное обеспечение, по поводу финансового благополучия и особенностей пользования финансовыми ресурсами. Эти мнения не всегда являются адекватными и могут оказать негативное влияние на формирование финансовых представлений ребенка.
формирования финансовой грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Факторы формирования финансовой грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Заложение основ финансовой грамотности в начальной школе актуально по ряду показателей:
- Образовательные программы школы уделяют мало внимания экономическому развитию учащихся.
- Недостаточность экономического воспитания ведет к непониманию детей важности знания способов бережного обращения со своими вещами, на приобретение которых затрачено немало денежных средств.
- Раннее финансовое развитие помогает в профилактике финансовых проблем в будущем.
- Необходимость развития навыков соизмерения доходов с расходами.
- Финансовое развитие основывается на формировании математических представлений, которые способствуют развитию мыслительных процессов и активизируют познание.
Факторы формирования финансовой грамотности
Финансовая грамотность учащихся начальной школы формируется под воздействием следующих факторов:
- Изучение дисциплины «Окружающий мир». При изучении этой дисциплины учащиеся получают первые представления о том, как устроен природный и социальный мир. Дети узнают о том, какие социальные отношения имеются в нем, и какие роли необходимо исполнять. Ребенок познает вопросы устройства трудовых взаимоотношений, порядок получения доходов и расходование денежных средств.
- Разнообразные аспекты финансовые грамотности изучаются в таких дисциплинах начальной школы, как география, литература, математика. В частности, математика способствует развитию навыков ведения подсчетов: подсчета доходов и расходов, распределение затрат из своих карманных денег.
- Проведение специальных курсов по финансовой грамотности в системе дополнительного образования. Такие курсы охватывают рассмотрение финансовых отношений различных направлений. Они создаются для различных возрастных категорий учащихся: со второго по одиннадцатый класс.
- Жизненный опыт обращения с финансовыми ресурсами. Необходимо реализовывать практическую работу по использованию теоретических знаний обращения с финансами, полученных в ходе обучения.
- Создание педагогически продуманного развивающего пространства. Педагогическая среда должна сама по себе способствовать формированию финансовой грамотности учащегося.
Организация проектной деятельности и решение контекстных задач как способ формирования финансовой грамотности младшего школьника
Проектная деятельность представляет собой формирование разнообразных задач междисциплинарной ориентации, которые объединены финансовой тематикой.
Педагог выстраивает проект по определенной сюжетной линии, затрагивающей финансовые вопросы и проблемы. Она должна быть интересна детям т.е. отвечать их возрастным особенностям развития, потребностям и увлечениям. К примеру, можно организовать какой-то праздник, подготовка к которому будет реализована учащимися. она потребует планирования бюджета, исходя из наличия финансовых ресурсов, приобретение необходимых атрибутов, с учетом наличия средств и их стоимости и т.д. Также, можно спроектировать организацию какой-то экскурсии, совместно рассчитав затраты на ее проведение или же, заняться выпуском школьной газеты. Такие направления деятельности, как бы косвенно, затрагивают финансовые вопросы и обучают детей применению финансовых средств, их оптимальному и целесообразному распределению, построению финансовых взаимоотношений со сверстниками и социальной средой.
Прямым методом обучения финансовой грамотности является решение контекстных задач. Они входят в курс математики начальной школы.
Контекстные задача должна содержать данные о наличии финансовых средств, возможностях их применения и вопрос, на который нужно найти ответ, касающийся способа использования финансовых ресурсов и конкретное числовое значение т.е. денежную сумму, которую нужно отыскать, чтобы достичь желаемого. К примеру, мальчик желает приобрести велосипед, но у родителей не имеется достаточно денег для его приобретения. При этом, ребенок ежедневно получает деньги от родителей на карманные расходы, а еще он присматривает за соседской кошкой и получает за это денежное вознаграждение. Необходимо отыскать сумму дохода ребенка, с учетом его ежедневных затрат на питание и приобретение каких-то вещей, игрушек, а также распределить свои затраты таким образом, чтобы в течение года собрать необходимую сумму денег для приобретения велосипеда.
Подобные задачи способствуют развитию логического мышления ребенка, формируют навыки подсчетов своих денежных средств и планирования своего бюджета.