Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема школьной дезадаптации у первоклассников

Понятие и сущность школьной дезадаптации у первоклассников

Определение 1

Школьная дезадаптация – это достаточно распространенное явление среди учащихся первых классов, характеризующееся психологическим дискомфортом, который испытывает ученик при посещении школы.

Школьная дезапатация среди учащихся первых классов явление частое. Связано это с тем, что еще вчерашние дошкольники, посещавшие детский сад с заботливыми воспитателями и нянями, попадают в школьную среду, где совершенно иные правила, новый коллектив и абсолютно другой режим дня. Не всем первоклассникам удается приспособиться к новым жизненным условиям.

В особо сложных ситуациях учащиеся первых классов испытывают не только сильный дискомфорт при посещении школы, но и отрицательные эмоции, блокирующие познавательную деятельность, тем самым тормозя развитие ребенка. Именно поэтому проблему школьной дезадаптации учащихся первых классов нельзя оставлять без внимания.

Школьная дезадаптация состоит из трех компонентов:

  1. Когнитивный компонент – ребенок, понимает, что теперь он школьник и у него новая социальная роль, однако он не может приспособиться к ней. Справиться с дезадаптацией на данном уровне помогает осознание и принятие ребенком новых правил, своих обязанностей и прав.
  2. Эмоциональный компонент - связан с самооценкой ребенка и уровнем его притязаний. Проблема заключается в том, что ребенок не способен в полной мере управлять своим поведением, у него проявляются школьные фобии. В том случае, если у ребенка адекватная самооценка и низкий уровень притязаний, то справиться со школьной дезадаптацией ему будет проще.
  3. Поведенческий компонент – включает в себя особенности поведения ребенка в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, владение правилами и нормами поведения в социуме. В том случае, если ребенок не достаточно воспитан, у него есть стремление нарушать правила, и он их нарушает, то процесс адаптации к обучению в школе протекает сложно и, как правило, возникает дезадаптация.
«Проблема школьной дезадаптации у первоклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины проблем школьной дезадаптации у учащихся первых классов

Замечание 1

Причины возникновения школьной дезадаптации у учащихся первых классов весьма разнообразны, но при этом они все взаимосвязаны между собой. Для удобства их принято делить на три большие группы.

Основные причины проблем школьной дезадаптации у первоклассников:

  1. Причины, которые кроются в самом ребенке – в основном это психологическая неготовность к обучению в школе, у ребенка не выработаны функциональные механизмы соответствия своего поведения школьным требованиям.
  2. Причины, которые кроются в семье первоклассника – довольно часто родители очень эмоционально реагируют на неудачи ребенка в школе, что негативно сказывается на его самооценке. Ребенок с низкой самооценкой боится ошибиться, разочаровать родителей и в результате у него возникает негативная реакция на все, что связано со школой.
  3. Причины, скрывающиеся непосредственно в школьной среде – очень важную роль для успешной адаптации ребенка в школе имеет личность и профессионализм педагога. Правильный подход к первоклассникам способствует выработке у них необходимых адаптационных механизмов и быструю приспособляемость к школьному обучению. В том случае, если педагог не учитывает индивидуальных особенностей детей, не стремится найти к ним подход, могут возникнуть разногласия (конфликт) и как следствие школьная дезадаптация.
Замечание 2

Задачей классного руководителя и родителей является своевременное выявление причин возникновение школьной дезадаптации, с целью последующей минимизации или устранения.

Необходимо обращать внимание на поведение ребенка и выявление у него следующих особенностей в поведении:

  1. Не желает или боится ходить в школу.
  2. Частая заболеваемость.
  3. Снижение или отсутствие аппетита.
  4. Различные проявления в нарушении сна: сонливость или бессонница.
  5. Забывчивость.
  6. Снижение или полная потеря навыков самообслуживания и самостоятельности.
  7. Рассеянность и невнимательность, не может рассказать, что проходили в школе, какие события произошли в классе и т.д.
  8. Замкнутость.
  9. Боится обращаться к учителю.
  10. Капризность.
  11. Появилось часто «моргание» глазами, заикание, покашливание и т.д.

Все это указывает на появление дезадаптации. Решать проблему нужно, объединив усилия школьного психолога, невролога (в ряде случаев), педагога и самих родителей.

Профилактика дезадаптации

Замечание 3

Профилактику школьной дезадаптации необходимо начинать еще до поступления ребенка в первый класс.

Профилактика школьной дезадаптации на дошкольном этапе:

  1. Рассказывать ребенку о школе в положительном ключе, обсуждать будущее обучение, отвечать на вопросы ребенка подробно и терпеливо, разбирать различные школьные ситуации и как себя в них нужно вести.
  2. По возможности провести ребенку экскурсию в ту школу, в которую ему предстоит пойти учиться.
  3. В теплой домашней обстановке развивать у ребенка память, внимание и мышление, с использованием игр и совместного чтения книг.
  4. Играть в школу, усаживая игрушки за парту, разыгрывать разнообразные школьные ситуации.
  5. Делиться с ребенком своими хорошими воспоминаниями о школе, первой учительнице и т.д.

Профилактика школьной дезадаптации при поступлении ребенка в первый класс:

  1. Проявлять участие и интерес ко всему, что происходит в классе и школе.
  2. Не критиковать при ребенке учителя, школу, процесс обучения и т.д.
  3. Не сравнивать ребенка с другими учениками, выделяя его неудачи в обучении.
  4. Быть терпеливым по отношению к ребенку и последовательным в своих требованиях.
  5. Не ругать за ошибки, а стараться вместе их разобрать и выявить причины. У ребенка не должно возникать страха к совершению ошибок, он должен понимать, что ошибаться может каждый.
  6. Рационально составлять распорядок дня, чередуя уроки (обучение) и отдых.
  7. Быть на стороне ребенка, дать ему почувствовать свою помощь и поддержку в любых ситуациях.
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot