Понятие и сущность школьной дезадаптации у первоклассников
Школьная дезадаптация – это достаточно распространенное явление среди учащихся первых классов, характеризующееся психологическим дискомфортом, который испытывает ученик при посещении школы.
Школьная дезапатация среди учащихся первых классов явление частое. Связано это с тем, что еще вчерашние дошкольники, посещавшие детский сад с заботливыми воспитателями и нянями, попадают в школьную среду, где совершенно иные правила, новый коллектив и абсолютно другой режим дня. Не всем первоклассникам удается приспособиться к новым жизненным условиям.
В особо сложных ситуациях учащиеся первых классов испытывают не только сильный дискомфорт при посещении школы, но и отрицательные эмоции, блокирующие познавательную деятельность, тем самым тормозя развитие ребенка. Именно поэтому проблему школьной дезадаптации учащихся первых классов нельзя оставлять без внимания.
Школьная дезадаптация состоит из трех компонентов:
- Когнитивный компонент – ребенок, понимает, что теперь он школьник и у него новая социальная роль, однако он не может приспособиться к ней. Справиться с дезадаптацией на данном уровне помогает осознание и принятие ребенком новых правил, своих обязанностей и прав.
- Эмоциональный компонент - связан с самооценкой ребенка и уровнем его притязаний. Проблема заключается в том, что ребенок не способен в полной мере управлять своим поведением, у него проявляются школьные фобии. В том случае, если у ребенка адекватная самооценка и низкий уровень притязаний, то справиться со школьной дезадаптацией ему будет проще.
- Поведенческий компонент – включает в себя особенности поведения ребенка в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, владение правилами и нормами поведения в социуме. В том случае, если ребенок не достаточно воспитан, у него есть стремление нарушать правила, и он их нарушает, то процесс адаптации к обучению в школе протекает сложно и, как правило, возникает дезадаптация.
Причины проблем школьной дезадаптации у учащихся первых классов
Причины возникновения школьной дезадаптации у учащихся первых классов весьма разнообразны, но при этом они все взаимосвязаны между собой. Для удобства их принято делить на три большие группы.
Основные причины проблем школьной дезадаптации у первоклассников:
- Причины, которые кроются в самом ребенке – в основном это психологическая неготовность к обучению в школе, у ребенка не выработаны функциональные механизмы соответствия своего поведения школьным требованиям.
- Причины, которые кроются в семье первоклассника – довольно часто родители очень эмоционально реагируют на неудачи ребенка в школе, что негативно сказывается на его самооценке. Ребенок с низкой самооценкой боится ошибиться, разочаровать родителей и в результате у него возникает негативная реакция на все, что связано со школой.
- Причины, скрывающиеся непосредственно в школьной среде – очень важную роль для успешной адаптации ребенка в школе имеет личность и профессионализм педагога. Правильный подход к первоклассникам способствует выработке у них необходимых адаптационных механизмов и быструю приспособляемость к школьному обучению. В том случае, если педагог не учитывает индивидуальных особенностей детей, не стремится найти к ним подход, могут возникнуть разногласия (конфликт) и как следствие школьная дезадаптация.
Задачей классного руководителя и родителей является своевременное выявление причин возникновение школьной дезадаптации, с целью последующей минимизации или устранения.
Необходимо обращать внимание на поведение ребенка и выявление у него следующих особенностей в поведении:
- Не желает или боится ходить в школу.
- Частая заболеваемость.
- Снижение или отсутствие аппетита.
- Различные проявления в нарушении сна: сонливость или бессонница.
- Забывчивость.
- Снижение или полная потеря навыков самообслуживания и самостоятельности.
- Рассеянность и невнимательность, не может рассказать, что проходили в школе, какие события произошли в классе и т.д.
- Замкнутость.
- Боится обращаться к учителю.
- Капризность.
- Появилось часто «моргание» глазами, заикание, покашливание и т.д.
Все это указывает на появление дезадаптации. Решать проблему нужно, объединив усилия школьного психолога, невролога (в ряде случаев), педагога и самих родителей.
Профилактика дезадаптации
Профилактику школьной дезадаптации необходимо начинать еще до поступления ребенка в первый класс.
Профилактика школьной дезадаптации на дошкольном этапе:
- Рассказывать ребенку о школе в положительном ключе, обсуждать будущее обучение, отвечать на вопросы ребенка подробно и терпеливо, разбирать различные школьные ситуации и как себя в них нужно вести.
- По возможности провести ребенку экскурсию в ту школу, в которую ему предстоит пойти учиться.
- В теплой домашней обстановке развивать у ребенка память, внимание и мышление, с использованием игр и совместного чтения книг.
- Играть в школу, усаживая игрушки за парту, разыгрывать разнообразные школьные ситуации.
- Делиться с ребенком своими хорошими воспоминаниями о школе, первой учительнице и т.д.
Профилактика школьной дезадаптации при поступлении ребенка в первый класс:
- Проявлять участие и интерес ко всему, что происходит в классе и школе.
- Не критиковать при ребенке учителя, школу, процесс обучения и т.д.
- Не сравнивать ребенка с другими учениками, выделяя его неудачи в обучении.
- Быть терпеливым по отношению к ребенку и последовательным в своих требованиях.
- Не ругать за ошибки, а стараться вместе их разобрать и выявить причины. У ребенка не должно возникать страха к совершению ошибок, он должен понимать, что ошибаться может каждый.
- Рационально составлять распорядок дня, чередуя уроки (обучение) и отдых.
- Быть на стороне ребенка, дать ему почувствовать свою помощь и поддержку в любых ситуациях.