ПНИ (психоневрологический и нтернат) – это тип социально-медицинского учреждения, предназначенного для постоянного и временного проживания лиц старше 18 лет, страдающих хроническими психическими расстройствами.
Сущность понятия «нравственность»
Нравственность - это совокупность моральных установок и духовных ценностей, которыми руководствуется человек в своих действиях и поступках.
Способность к анализу жизненных ситуаций и умение применить определенные шаблоны действий на основании изменяющихся условий, умение держать себя достойно в любом обществе, обладать самоконтролем, соблюдать моральные и духовные принципы, принятые в конкретном социуме, уважая его традиции и культурно-историческое наследие – все это входит в современное определение нравственного и хорошо воспитанного человека. .
Выделяют несколько уровней развития нравственности по Кольбергу:
- преднравственный уровень – до 10 лет;
- конвенциональный уровень – 10-13 лет;
- постконвекиональный уровень – с 13 лет и старше.
Особенности социально-нравственного развития детей с ЗПР
Отечественные психологи считают, что нравственное воспитание осуществляется в общем процессе социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе базируется на учете смены последовательных стадий нравственного развития детей. На каждом возрастном этапе представлены разные уровни сформированности представлений, касающихся нравственных норм и способов поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качеств людей.
Нравственная сфера личности находится в постоянном развитии посредством возрастания произвольной и сознательной саморегуляции поведения человека, опираясь на нравственные идеалы и нормы.
Капустиным Н.П. становление нравственной позиции связывалось с процессом развития мотивационно-познавательной сферы:
- любознательность – до 4х лет;
- познавательный интерес – 5-7 лет;
- познавательная активность – 8-9 лет;
- познавательная потребность – 10-11 лет.
Особенности развития социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста с ЗПР не вписываются в вышеперечисленный порядок становления эмоционально-волевой сферы детей. Развитие личности ребенка в ПНИ характеризует дисгармоничность, нарушения когнитивных процессов, особенности мышления и несформированность или незрелость большинства психических процессов.
Нравственные представления дошкольников существенно влияют на их повседневную жизнь и поведение. Обычно дети стараются совершать свои поступки с эмоциональной настроенностью на окружающих. В разные возрастные этапы у детей протекает постепенное формирование нравственности в качестве личностного качества, которое имеет черты, характерные для каждого из возрастных этапов.
- 3-7 лет – формирование у детей моральных эталонов и образцов, содержащих обобщенное понятие, касающееся положительно-отрицательного поведения в повседневных ситуациях. Дошкольники сравнивают свое поведение со взрослыми и тип поведения взрослого передается на внутренний план, способствуя нравственному развитию детской личности.
- 5-7 лет – переход от стихийной нравственности к осмысленной. Морально-нравственные нормы для детей можно сравнить с регулятором взаимоотношений между людьми. Подрастая, дошкольник начинает осознавать, что нормы должны соблюдаться, чтобы коллективный труд был успешным. Поведение ребенка становится нравственным даже без присутствия взрослого рядом.
К основным признакам нравственного развития детей-дошкольников относят:
- формирование первого морального понимания и оценки;
- первоначальный взгляд на общественный смысл нравственной нормы;
- увеличение результативности нравственных представлений;
- появление осознанной нравственности, то есть поведение детей опосредуется нравственными нормами.
Иными словами, к старшему дошкольному возрасту здоровые дети достигают определенной степени нравственного развития: у них формируется наиболее простой нравственный опыт, вырабатывается ряд привычек и базовых понятий, определяющих его поведение.
Дети с нарушениями развития, особенно находящиеся в ПНИ, с рождения получают эмоциональные травмы. Принято выделять эмоциональные нарушения, которые связаны со страхом, беспокойством, собственной неполноценностью, психической и физической болью. Все это может развивать в ребенке отклонения от общепринятых моральных поведенческих норм, а также усиливать соматические заболевания и отклонения в психо-социальной среде.
При построении коррекционной работы, необходимо учитывать, что дети с отклонениями в развитии могут быть эмоционально неустойчивыми, испытывать трудности с адаптацией к коллективу, испытывать скачки настроения и повышенную утомляемость.
Вагнеровой М. у детей с задержкой развития были выделены:
- большой объем реакций, направляемых против родительской воли;
- неправильное понимание социальной роли и положения;
- недостаточная дифференциация лиц и вещей;
- значительные трудности, связанные с различением важных черт в межличностных отношениях.
Дети в ПНИ часто имеют проблемы в нравственно-этической сфере: они не готовы строить эмоционально теплые отношения с ровесниками, часто могут нарушать контакты с близкими людьми, плохо знают нравственно-этические нормы поведения.
Также могут наблюдаться поведенческие отклонения, не соответствующие возрасту, то есть наблюдается нечеткое понятие нравственной нормы, ровесники воспринимаются как люди, способные совершать только аморальные поступки.
Выстраивая коррекционную работу с такими детьми, необходимо обращаться внимание на эмоционально-личностное и познавательное развитие, сформированность представлений о внешнем мире и межличностных взаимоотношениях. Также необходимо помнить, что любые действия касаются абсолютно всей психической сферы ребенка. В связи с этим, процесс обучения должен базироваться на полноценном основании, необходимом для развития все личностных сфер, в том числе и нравственного развития. То есть, должны быть созданы специальные психолого-педагогические условия, необходимые, чтобы ребенок полноценно развивался.