Школьная дисциплина
Школьная дисциплина – это совокупность правил поведения, соблюдение которых способствует успешной реализации учебно-воспитательного процесса и делает пребывание в школе комфортным.
Дисциплинарные требования, которые не соответствуют детской натуре и силам, приводят к тому, что наставника и воспитанников разделяет пропасть, и они превращаются в два враждующих лагеря. Демократизация школьной среды оказала значительное влияние на поведение учеников. Дети стали активнее, самостоятельнее, свободнее в выборе и выражении своего мнения, поступках и не склонны к соблюдения правил дисциплины. Этим изменениями педагоги существенно озадачены, так как они могут вызывать значительные трудности в обучении и воспитании.
Нарушения школьной дисциплины затрудняют учебные занятия и мешают готовить учеников к жизни в социуме. Ученики, систематически нарушающие дисциплину в школе, и после ее окончания нарушают дисциплину на рабочем месте, становятся правонарушителями, наносящими вред обществу.
Школьная дисциплина предполагает обязательное выполнение требований старших, она характеризуется признанием авторитета учителя со стороны детей.
Недисциплинированный ученик – беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен ни одному работодателю. К сожалению, у большинства учителей и учеников дисциплина ассоциируется только с запретами и наказанием, поэтому вызывает исключительно негативные эмоции. При этом, в действительности дисциплина – это не средство воспитания, а результат, продукт всей суммы воспитательного влияния, в том числе и образовательного процесса, процесса формирования характера.
Проблема нарушения школьной дисциплины в современному школе - одна из наиболее острых и актуальных, а также достаточно сложная по отношению к способам ее решения. Нарушения могут быть представлены самыми разными формами: от боязни ответов у доски, до оскорблений учителей. Дисциплина, мотивация и кооперация – важнейшие цели, достижение которых должно представлять сегодня основные управленческие задачи отечественного образования. Решение проблемы дисциплины, кооперации и мотивации в школе предполагает внедрение в организационную культуры школы технологии того, каким образом должно быть скорректировано поведение и повышено самоуважение учащихся, которые ведут себя определенным образом.
Формированию самодисциплины учащихся препятствует неблагоприятное состояние учительской среды, например, преобладающее количество женщин-учителей в общем количестве педагогов, а также деструкция коллективистских начал и поведенческих моделей, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей. Учащиеся выбирают то или иное поведение в зависимости от обстоятельств: у учителей опытных, хорошо знающих свой предмет на уроках практически не отмечается нарушений дисциплины. Напротив, урок, который плохо подготовлен учителем, всегда характеризуется разговорами учеников, играми в гаджетах, смехом и прочими нарушениями.
Причины нарушения дисциплины
Причин нарушения дисциплины на уроках очень много, но основными моментами, которые следует рассмотреть учителю более подробно, обычно выступают:
- нарушения нервно-психической системы детей, развивающиеся по разным причинам, но основой большинства из них выступают остаточные явления раннего органического поражения мозга и частые болезни;
- материнская депривация, представленная не желанием воспитывать ребенка и передачей его на воспитание бабушкам или другим родственникам;
- попустительский стиль воспитания в семье;
- неправильное акцентирование при подготовке ребенка к школьному обучению;
- нарушение дисциплины, чтобы привлечь к себе внимание;
- дети устанавливают свою власть над коллективом;
- месть в качестве основной цели плохого поведения;
- избегание собственных неудач;
- стадность поведения, которая влияет на большой процент детей;
- негативное воздействие СМИ, компьютеров и пр.
В современных школах используют ряд разнообразных методов решения проблемы дисциплины, включая «репрессивные методы» - вызов родителей в школу, запись в дневнике, удаление из класса и пр. В школах не уделяют должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Уровень сознательной дисциплины можно существенно повысить, он будет соответствовать общественным и государственным потребностям, если обеспечить в реализации процесс обучения выполнения следующих условий:
- актуализированное ценностное содержание представлений о дисциплине для учеников среднего звена и из близкого окружения – семья, сверстники, педагоги;
- организованные модельные ситуации, предполагающие выбор учениками стратегии поведения на основании творческой интерпретации социально-значимых ценностей;
- взаимосвязанные внешнее социально-педагогическое воздействие и внутриличностный процесс формирования самодисциплины;
- переосмысление проблематики школьной дисциплины в современных условиях.
К сожалению, не сумев справиться с поведением детей, учителя позволяют себе несдержанное и грубое поведение, оскорбления в адрес учеников. Конфликтогенные проявления отличает разнообразие – наклеивание ярлыков, публичная компрометация учеников, унижение и пристрастное отношение. Такая реакция учителя является противоречащей педагогически целесообразному воздействию на учащегося, часто становится причиной невротизации школьников, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога.