Алексей Михайлович Кушнир – главный редактор журналов «Школьные технологии» и «Народное образование», доктор психологических наук, профессор.
Сущностная характеристика технологии А. М. Кушнира
Природосообразность – один из педагогических принципов, в соответствии с которым педагог должен руководствоваться в своей деятельности факторами природного и естественного развития ребенка.
Принцип природосообразности в разное время изучался и трактовался разными авторами с разных точек зрения. С опорой на данный принцип в педагогике появлялись такие течения как фатализм, свободное воспитание, натурализм и т.д.
В настоящее время принцип природосообразности требует от педагогического процесса учета природных закономерностей развития детей, а также учета национальных и этнических особенностей. Только опора на этническую культуру и особенности национальной психологии могут гарантировать высокий результат воспитания и обучения ребенка.
Разработкой природосообразного подхода в обучении чтению и письму, на современном этапе существования педагогики, занимался А. М. Кушнир.
Разработанная А. М. Кушниром технология была внедрена в массовую практику и показала высокие результаты в обучении детей чтению и письму. Модель А. М. Кушнира, в сравнении с аналогичной традиционной системой, имеет трехкратное превосходство по технике чтения и письма, десятикратное превосходство по информационной и содержательной емкости.
Высокая показательность технологии А. М. Кушнира обусловлена тем, что она в первую очередь опирается на интегральные процессы целостной психики учащихся. Обращение к личности и целостной человеческой психике позволило реализовать в рамках современного педагогического процесса тысячелетние традиции природосообразной народной педагогики, которая предусматривает отказ от развития процессов и функций по отдельности.
Классификационные параметры и концептуальные основы технологии А. М. Кушнира
Основные классификационные параметры природосообразной технологии А. М. Кушнира:
- общепедагогический характер применения с уровнем метатехнологии, то есть допустимо применение во всех типах образовательных учреждений;
- частнопредметный характер охвата;
- природосообразная и антропологическая философские основы;
- личностно-ориентированный, стратегический и деятельностный методологические походы;
- социогенные и психогенные факторы развития;
- ведущей концепцией освоения опыта является совокупность гештальт и ассоциативно-рефлекторной;
- основные ориентации на такие личностные структуры и сферы как СУМ, ЗУН и СУД;
- совокупность светского, воспитывающего, гуманистического, проникающего и общеобразовательного характеров содержания;
- психолого-педагогический, воспитательный и управляющий вид социально-педагогической деятельности;
- ведущий тип управления педагогическим процессом является самоуправление;
- преобладают развивающие и диалогические методы обучения;
- альтернативные организационные формы;
- вербальные, практические и наглядные средства обучения преобладают над иными;
- основной характер подхода к ребенку – личностно-ориентированный;
- альтернативное направление модернизации педагогического процесса;
- распространяется на все категории образовательных объектов.
Целевыми ориентациями природосообразной технологии А. М. Кушнира являются:
- Первостепенная цель – это воспитание читателя, а также автономной и самообучающейся личности.
- Формирование необходимой психоинтеллектуальной основы для последующего развития таких процессов как воображение, интуиция и т.д.;
- Формирование и развитие у детей навыков эйдетического способа чтения, то есть способности читать и одновременно представлять в воображение события, действия, явления и т.д., описанные в произведении.
- Достижение максимально возможной разницы между темпом чтения «про себя» и вслух.
- Осуществление отрыва чтения от артикуляции.
- Кардинальная перестройка начального этапа обучению чтению. Исключение подготовительных и промежуточных моделей чтения. Изначально формировать чтение как процесс понимания текста.
Положительные и отрицательные стороны технологии А. М. Кушнира
В настоящее время природосообразная технология А.М. Кушнира достаточно популярна и используется многими педагогами с целью обучения детей чтению и письму. Однако имеются и противники данной технологии, которые указывают на ее отрицательные стороны.
Положительные стороны методики А. М. Кушнира:
- Быстрое освоение чтения. Среднее время обучения составляет 2-2,5 месяца, по истечению которых дети умеют читать сразу целыми словами.
- Норма чтения выше установленной, до 300 слов в минуту («про себя»).
- В процессе обучения детям прививают любовь не только к чтению, но и к книгам. Дети с дошкольного возраста привыкают к лучшим образцам классики, что положительно сказывается на формировании высоконравственной и интеллектуальной личности.
- В процессе чтения ребенок не просто читает, но и понимает смысл прочитанного.
- Во время обучения осуществляется тренировка зрительной памяти, путем запоминания сразу целых слов. Этим объясняется и последующая легкость обучения детей письму.
Отрицательные стороны методики А. М. Кушнира:
- Занятия недопустимо прекращать даже на один день, это может негативно сказаться на получении желаемого результата.
- Многие дети, обучавшиеся чтению и письму по технологии А.М. Кушнира, сталкивались с трудностями в школьном обучении. Это связано с тем, что дети быстро читают и грамотно пишут, но не умеют делать фонематический разбор, так как слово оно воспринимают как одно целое.
- 3.Упражнения на развитие фонематического слуха могут отрицательно сказаться на уже достигнутых результатах в чтении и письме.