Система образования в России
Российская система образования представляет собой единый процесс обучения и воспитания. Она направлена на то, чтобы дать обучающимся все необходимые знания, умения и навыки, сформировать у них нравственно правильные ценностные установки и наделить их необходимой компетенцией. Целью образования является личностное развитие каждого человека, а также удовлетворить его потребности в обучении.
Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление каждому гражданину права на образование.
Основным документом, регламентирующим образование в России, является федеральный закон “Об образовании”.
В целом образование в России делится на:
- Общее, которое делится на дошкольное, начальное, основное общее и полное общее;
- Профессиональное, которое делится на среднее профессиональное, бакалавриат, магистратуру/специалитет;
- Дополнительное: дополнительное образование для детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Данная система обеспечивает доступ граждан в образованию на протяжении всей жизни, а также обеспечивает возможность реализации непрерывного образования.
Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной формах. Возможны экстернат, а также семейное и дистанционное образование.
Соответствие образования установленным требованиям устанавливается с помощью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС-ы регулируют содержание образовательных программ, условия реализации этих программ, а также проверяют, как эффективно данные программы действуют.
Управляет российским образованием Министерство образования и науки РФ. Также контроль над сферой образования держит Рособрнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Они предупреждают и пресекают всевозможные нарушения требований законодательства.
В России существуют следующие образовательные организации:
- Дошкольное образование: ясли, детские сады;
- Общее образование: школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, школы-интернаты и т.д.;
- Среднее профессиональное образование: училища, колледжи, техникумы;
- Высшее образование: институты, университеты, академии;
- Дополнительное образование: дворцы творчества, школы искусств и т.д.
Образовательные организации могут быть как государственными, так и частными.
Помимо этого в России существует понятие корпоративного образования, при котором образовательный процесс проводится внутри организации или фирмы сотрудниками данной организации или фирмы.
Первые школы открывались ещё на Руси в IX-X веках, чаще всего при монастырях. Первый российский ВУЗ - всем известна Славяно-греко-латинская академия (открылась в XVII веке).
В целом современная российская система образования построена довольно неплохо. В 2014-ом году британское исследование поставило её на восьмое в Европе и тринадцатое в мире места по качеству образовательных услуг. Однако по математике, научной грамотности и чтению российские школьники часто сильно отстают от других стран; в соответствующем исследовании Россия стояла на 30-40-ых позициях.
Лучшим учебным заведением в России, согласно мировым исследованиям, является МГУ имени Ломоносова. Этот вуз занимает весьма высокие позиции во многих международных рейтингах наряду с СПбГУ и МГТУ имени Баумана.
Принципы российской системы образования
Все принципы, согласно которым организуется и реализуется образовательный процесс в России, озвучены в федеральном законе “Об образовании в РФ”.
Первым пунктом в данном законе обозначена обязательная гуманистическая направленность образования. Это значит, что приоритетом в системе образования является человек как высшая ценность, а основной задачей образования является воспитание полноценной и свободной личности. Все люди имеют одинаковое право на образование и все люди имеют право на уважение.
Второй пункт напрямую относится к размерам нашей страны и большому разнообразию её этнического состава. Принцип единства культурного и образовательного пространства учитывает наличие в России множества малых национальных культур и большого количества регионов. Все образовательные стандарты одинаковы для всех субъектов РФ.
Принцип общедоступности образования предполагает, что российская образовательная система должна предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех своих граждан. В процессе обучения должны учитываться особенности каждого ученика, а также культурной среды, в которой он находится.
Ещё одним принципом является светский характер образования в России. Образовательные площадки должны быть свободны от религиозного влияния. Данный принцип напрямую связан с тем, что Россия - это светское государство.
Светское государство - такое государство, в котором религия отделена от государственного управления.
Принцип свободы и плюрализма в образовании означает, что в личности прежде всего нужно воспитывать ответственность за свои поступки, давая при этом ей свободу данные поступки совершать. И каждый человек должен понимать, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Плюрализм - концепция, согласно которой возможно одновременное существование различных точек зрений и взглядов на одно и тоже явление.
Принцип демократического характера управления призван объединить усилия государства и общества относительно решений проблем образования. Проявление данного принципа в действии можно увидеть на примере существования в России не только государственных организаций, занимающихся вопросами образования, но также организаций профсоюзных.
И, наконец, последним в законе “Об образовании” описан принцип автономности образовательных учреждений. Он означает, что каждое образовательное учреждение вправе регулировать свою внутреннюю жизнь без обращения к государству, но не нарушая законодательства.